Любовь к Мудрости как путь практически-дейтвенного духовного возрождения человека

Страница 5

С их помощью Мудрость поднимет до духовного уровня низшую реальность нашей чувственной, витальной, телесной и социально-ментальной природы. Практическим Рычагом реализации этой грандиозной задачи станет Программа Пансофии, которую еще предстоит разработать для нынешней системы образования. Идею Пансофии (Всемудрости) выдвинул еще Ян Амос Коменский, который считал, что обучение и воспитание должно предусматривать достижение всеми без исключения людьми Всемудрости. Обучать Всемудрости с раннего возраста надо Всех и Всесторонне. Автор статьи более десяти лет назад, еще не зная тогда об идеях Пансофии Я.А. Коменского, пытался создать контуры Программы «Мудрость как парадигма образования будущего» (См. мою книгу «Стань мудрым, богатым и счастливым». Астана, 1998, стр. 58–67). Применительно к преподаванию философии задачи обучения мудрости может дать представление Проект программы для школ и вузов России: «Софиогония как философия достижения мудрости» (См. Приложение к книге «Евразийская философия достижения мудрости» на сайте Кинешемской Академии Мудролюбия www.sofiogonia.ru).

Реализация Программы Пансофии, приведет к тому, что ориентация нашей духовной жизненной воли, пронизывающей все «этажи» человеческой природы приведет к переходу бытия в индивидуальной, семейной, социальной жизни к бытию по законам Духа и станет началом наступления духовного века в человеческой истории. Следовательно, в этом перенесении на высший, духовный, план человеческой воли к существованию и нашей жизненной силы и должен заключаться сам принцип нашего совершенствования, трансформации. Духовная воля как мощная сила должна сделать выбор между преобладанием в нас телесного и ментального начала к преобладанию жизненной силы Духа. Природа может успокоиться на телесном или ментальном плане, может достичь там своего рода совершенства, но это совершенство ограниченного развития, не стремящегося превзойти свои пределы. Человек же не растение и не животное, где тело и жизнь являются одновременно и орудием и целью существования, и потому они не стремятся превзойти себя.

Иное дело – человек, в котором жизненная воля не может успокоиться, поскольку здесь она совершает резкий скачок за пределы физического и витального плана. Развив в человеке его ум, который есть буйное цветение жизни, устремленной к свету Духа, надо осознать, что жизнь и тело, наш интеллект здесь являются лишь орудиями, но уже не самоцелью. Поэтому совершенствование человека не может быть ограничено сферой инстинктивной, физической, телесной жизни. Но совершенство невозможно обрести и в более широкой и высокой сфере, сфере ментального существа, ибо ментальность тоже является лишь орудием. Наш разум стремится к чему-то, лежащему за его пределами, к некоей силе, которая, конечно, действует и в нем, но высшая истина которой является сверхсознательной по отношению к нынешнему разуму человека, или по выражению Ш. Ауробиндо, истиной супраментальной, духовной. Совершенство человека заключается в раскрытии вечносовершенного Духа в понимании того, что человеческая духовность есть проявление Божественного Духа или по терминологии софиогонии – Космической Мудрости.

Совершенство более низкого порядка, достигнутое природой в растении и животном, происходит из их инстинктивного, автоматического, подсознательного подчинения витальной истине своего собственного существа. Высшее совершенство духовной жизни человека произойдет из спонтанного подчинения его истине осознания путей духовной самореализации человека, когда он станет одухотворенной личностью, то есть обретет свою подлинную природу. Но эта спонтанность будет не инстинктивной и подсознательной, а целиком, совершенно сознательной. Это будет радостное подчинение естественному принципу духовного света (в христианстве Фаворского Света), силе универсальной и всеобъемлющей высшей истины, высочайшей красоты, добра, радости, любви, единства. Целью этой силы, действующей в жизни, будет и должно быть, как в любой жизни, развитие, обладание, наслаждение. Но развитие, которое есть проявление Божественного, обладание и наслаждение духовное, которое будет использовать ментальные, телесные, витальные и физические параметры нашей жизни, а не наоборот, как это было в прошлой истории. Поэтому это будет неограниченное совершенство, являющееся пределом приостановленного развития, когда бесконечно повторяются одни и те же формы и одни и те же действия и любое отступление от них чревато опасностью и беспорядком. Это будет безграничное совершенство, способное на бесконечные вариации своих форм, ибо пути Духа бесчисленны и бесконечны, но вместе с тем Дух есть вечно неизменное единство во всех своих вариациях, являющее единство в бесконечном разнообразии творений Вселенной. И потому к такому совершенству не может привести ментальная природа человека, которая обращается с Духом подобно тому, как она обращается с жизнью. Рожденная умом идея, которая постигает основную волю Духа и пытается дать этой высшей силе сознательные ориентацию и метод в соответствии с идеями интеллекта, слишком ограниченна, слишком туманна, слишком слаба для того, чтобы совершить это чудо. Еще менее возможно достичь совершенства, если мы приковываем Дух к некой фиксированной ментальной идее или системе религиозных ритуалов, к интеллектуальной истине, эстетическому критерию, этической норме, к форме практической деятельности, образу витальной и телесной жизни, то есть к некой особой системе форм и действий, и объявляем любое отклонение от нее опасностью, ересью, беспорядком или отступлением от духовной жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6