Методология научного познания: основные понятия.
В предельно кратком изложения идеи Канта, относящиеся к проблемам становления методологии научного познания, следующие:
- есть природа вещей самих по себе, но она принципиально непознаваема и не может быть предметом научного познания,
- природа, понимаемая как совокупность вещей возможного опыта, познаваема и представляет предмет естествознания,
- знания о природе есть знания, получаемые а рпоп, но не всякие, а только те, которые можно проверить (подтвердить или опровергнуть) экспериментально (т е речь идет об априорных знаниях в пределах возможного опыта),
- научное знание отличается от других видов человеческого знания системностью, системный и цельный характер знанию придает метод,
- объективное опытное знание - это не знание о вещах самих по себе, а общезначимое необходимое и всеобщее знание в пределах возможного опыта,
- систематическое единство рассудочной деятельности придает разум,
- метод, по Канту, - это способ действия согласно основоположениям, причем научные методы могут быть разными, но обязательно систематичными,
- наилучший метод научного познания критический.
Идеи Канта сохранились в неизменном или переосмысленном виде во многих философско-методологических учениях XIX и XX вв. теоретической «нагруженности» любого эксперимента, принципах верификации и фальсификации, учениях о пределах научного познания в связи с проблемами взаимодействия исследуемых и исследующих (человек с его макроскопическими инструментами и понятиями) систем, учениях об идеалах и нормах научного познания Кант твердо стоял на позиции, что статус естественнонаучного знания может приобретать не любое знание а рriori, но обязательно в пределах возможного опыта, т е знание, которое может быть подтверждено или опровергнуто при эмпирической (экспериментальной) проверке. Наконец, идеи Канта о том, что понятие «природа» есть понятие, включающее не вещи сами по себе, а вещи возможного человеческого опыта, нашли своеобразное, но вполне созвучное продолжение в копенгагеновской интерпретации квантовой механики, утверждение природной принципиально неустранимой взаимосвязи познаваемой системы и познающей системы.
Существенный вклад Канта в становление методологии научного познания в том, что он строго разделил научно-критическую конститутивную и метафизическую регулятивную части человеческого познания. В метафизической традиции от учения о «припоминании» Платона до «врожденных идей» Декарта собственно научно-критическому познанию природы «в пределах возможного опыта» места не было. Идеи Канта составили основу синтеза естествознания, основанного на опыте и философской теории познания как науки.
Заключим этот раздел интересными и вполне актуальными (всегда актуальными) размышлениями Канта о соотношении теории и практики. Он дает следующие определения понятиям «теория» и «практика»: «Теорией называют совокупность правил, даже практических, когда эти правила мыслятся как принципы в некоторой всеобщности, и притом отвлеченно от множества условий, которые, однако, необходимо влияют на их применение. Наоборот, практикой называется не всякое действование, а лишь такое осуществление цели, какое мыслится как следование определенным, представленным в общем виде принципам деятельности». Далее Кант ясно и с привлечением наглядных примеров поясняет, что всякая практика, если она только не сводится к невежественному действию наугад, обязательно основывается на теории, т.е совокупности правил и принципов. В связи с этим он замечает, что «причина малой •пригодности теории для практики (если это имело) заключалась не в самой теории, а в том, что здесь было недостаточно теории, которой человек должен был еще научиться из опыта и которая есть истинная теория »[80]
Можно уверенно сказать, что Кант, раскрывая необходимую неразрывность теории и практики, исчерпал итоги многих дискуссий о соотношении теории и практики, воспроизводящихся без особых вариаций и без оригинальных итогов вплоть до нашего времени.