Наиболее известные методологические принципы и подходы.
В пространственно-временных системах неизвестные высшие свойства исследуемого объекта будут проявляться вследствие наличия в системе не только актуальных материальных, но и временных, исторических причинно-следственных связей. Характерный пример, вскрывающий объективные основания и возможности метода контрредукции в системах названного типа, - учение о химической эволюции, учение о способностях молекулярных образований к самоорганизации, структурно-качественным усложнениям в естественно-исторических условиях вплоть до образования самоорганизующихся предбиологических и биологических систем
В отношении нашего вопроса можно учесть то, что установление принципиального свойства молекул - способности к самоорганизация, химической эволюции - могло осуществиться только в результате контрредукции Действительно, эволюционное учение в биологии, зародившееся в ХIХ в., при ретроспективном рассмотрении эволюции живых организмов могло исходить только из простейших одноклеточных и их молекулярных (субклеточных) составляющих. Это обстоятельство совместно с идеями первичной эволюции Природы на уровне неорганической материи, развиваемыми в космологии, приводило к постановке проблемы пред биологической, т. е. химической эволюции Важно, что в историко-логическом процессе развития научною знания вначале была поставлена проблема химической эволюции, а лишь затем стали проводиться конкретные модельные исследования химических самоорганизующихся систем. Таким образом, установление высшего свойства молекул - способности к самоорганизации вплоть до образования высокоструктурированных систем с пространственно-временной организацией - явилось результатом контрредукции - рассмотрения молекул в эволюционирующей естественно-исторической системе
Для рассмотрения четырех видов свойств возьмём теперь идеальный естественный объект – язык. Для примера рассмотрим идиоматическое выражение «Лучше синица в руке, чем журавль в небе» Поскольку речь идет о неизвестных свойствах целого, то лучше себе представить иностранцев, которые хорошо знаю лексику, грамматику русского языка, но не знают литературного и фольклорного языка и при этом проводят исследование названной выше идиомы.
Если мы располагаем всеми частями но только ими, т. е. словами лучше, руке, небе, в, чем, синица, в, журавль, - то мы можем кое-что сказать о целом. Например, что в выражении речь идет о синицах, журавлях, небе и т. п. Эти наши ограниченные, но не пустые смыслы (в данном контексте «свойства») целого и есть субцелостные свойства
Если нам представлено все высказывание «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», то мы можем понять (при условии, если мы не знаем более общий смысл идиомы) только букварный смысл этого выражения, - т.е., что синица в руке лучше журавля в небе (хотя зачем они нам нужны?). Этот буквальный смысл и будет целостным свойством данного выражения.
Если же мы (продолжаем представлять себя иностранцами, которые не знают данной идиомы русского языка) будем исследовать это выражение во многих контекстах, т. е. в более сложной системе, чем само выражение как целое, то мы через восприятие инварианта смысла данного выражения в различных контекстуальных употреблениях поймем, что данное выражение имеет смысл более широкий, чем буквальный. Лучше в жизни стремиться к малому и доступному, чем к большому, но малодоступному. Этот смысл и будет метацелостным свойством исследуемого целого.
Наконец, если в каком-либо контексте данному выражению придается специальный смысл, то мы можем фиксировать ad-hoc-целостные свойства. Например, если сказать «Ошибочно считать, что синица в руке лучше, чем журавль в небе», то указанная ошибочность не является ни буквальным смыслом выражения, ни его более общим (высшим) как идиомы, а относится только к данному контексту. Это и есть пример ad-hoc-целосгных свойства.