Научная картина мира и ее эволюция

Страница 3

Можно выявить ряд причин и обстоятельств, в результате которых происходит потеря устойчивости и переход к хаосу: это шумы, внешние помехи, возмущающие факторы. Источ­ник хаосомности иногда связывают с наличием многообразия степеней свободы, что может привести к реализации абсолют­но случайных последовательностей. К обстоятельствам, обус­ловливающим хаосогенность, относится принципиальная неустойчивость движения, когда два близких состояния мо­гут порождать различные траектории развития, чутко реаги­руя на стохастику внешних воздействий. Современный уро­вень исследований приводит к существенным дополнениям традиционных взглядов на процессы хаотизации. В постнеклассическую картину мира хаос вошел не как источник де­струкции, а как состояние, производное от первичной неус­тойчивости материальных вазимодействий, которое может явиться причиной спонтанного структурогенеза. В свете последних теоретических разработок хаос предстает не про­сто как бесформенная масса, но как сверхсложноорганизованная последовательность, логика которой представляет значительный интерес. Ученые вплотную подошли к разра­ботке теории направленного беспорядка, определяя хаос как нерегулярное движение с непериодически повторяющимися, неустойчивыми траекториями, где для корреляции про­странственных и временных параметров характерно случай­ное распределение.

Оправданная в человекоразмерном бытии социологизация категорий порядка и хаоса имеет своим следствием негатив­ное отношение к хаотическим структурам и полное принятие упорядоченных. Тем самым наиболее наглядно демонстриру­ется двойственная (антропологично-дезантропологичная) ориентация современной философии. Научно-теоретическое со­знание делает шаг к конструктивному пониманию роли и значи­мости процессов хаотизации в современной синергетической парадигме. Социальная практика осуществляет экспансию против хаосомности, неопределенности, сопровождая их сугубо негативными оценочными формулами, стремясь вытолк­нуть за пределы методологического анализа. Последнее выража­ется в торжестве рационалистических утопий и тоталитарных режимов, желающих установить «полный порядок» и поддер­живать его с «железной необходимостью».

Между тем истолкование спонтанности развития в дест­руктивных терминах «произвола» и «хаоса» вступает в конф­ликт не только с выкладками современного естественнонаучно­го и философско-методологического анализа, признающего хаос наряду с упорядоченностью универсальными характери­стиками материи. Оно идет вразрез с древнейшей историко-философской традицией, в которой начиная от Гесиода хаос мыслится как все собой обнимающее и порождающее начало. В интуициях античного мировосприятия безвидньтй и непо­стижимый хаос наделен формообразующей силой и означает «зев», «зияние», первичное бесформенное состояние материи и первопотенцию мира, которая, разверзаясь, изрыгает из себя ряды животворно оформленных сущностей.

Спустя более чем двадцать веков такое античное мирочувствование отразилось в выводах ученых. Дж. Глейк в работе «Хаос: создавая новую науку» заметит, что открытие динами­ческого хаоса - это по сути дела открытие новых видов движе­ния, столь же фундаментальное по своему характеру, как и от­крытие физикой элементарных частиц, кварков и глюонов в качестве новых элементов материи. Наука о хаосе - это наука о процессах, а не о состояниях, о становлении, а не о бытии.

В современной научной картине мира рациональность рас­сматривается как высший и наиболее аутентичный требова­ниям законосообразности тип сознания и мышления, образец для всех сфер культуры. Она отождествляется с целесообраз­ностью. Говоря об открытии рациональности, имеют в виду способность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир разумно-понятийно. В этом смысле открытие рациональности приписывают античности. Рациональный способ вписывания человека в мир опосредован работой в идеальном плане, поэтому рациональность от­ветственна за те специальные процедуры трансформации ре­альных объектов в идеальные, существующие только в мысли. Но если деятельность по конструированию идеальных объек­тов может уходить в бескрайние полеты фантазии, то научная рациональность, т. е. мысленное конструирование идеальных объектов, которое признает наука, ограничивает данную сво­боду мысли. Ей нужны знания, пригодные для практическо­го использования, а следовательно, она признает лишь те иде­альные объекты и процедуры, которые непосредственно или опосредованно, актуально либо потенциально сопряжены с практической значимостью для жизнедеятельности людей.

Страницы: 1 2 3 4 5