О ничтожестве и горестях жизни

Страница 1

«Жизнь с ее ежечасными, ежедневными, еженедельными и ежегодными, маленькими, большими невзгодами, ее обманутыми надеждами, с ее неудачами и разочарованиями – эта жизнь носит на себе такой явный отпечаток неминуемого страдания, что трудно понять, как можно этого не видеть, как можно поверить, будто жизнь существует для того, чтобы с благодарностью наслаждаться ею, чтобы быть счастливым. Жизнь – это предприятие, которое не окупает своих издержек».(1, стр.64)

Шопенгауэр считал, что всё то, чем наполнен наш мир, чем он живет, - по своей сути бесполезно, раз по неминуемому закону природы всё на Земле оканчивается смертью. Страдание – вот истинный удел человека, ведь мы не ощущаем радостей жизни, когда наша жизнь наполнена ими, зато тяготимся невзгодами, пусть даже мелкими. Мы чувствуем боль, но не чувствуем безболезненности; мы чувствуем заботу, но не беззаботность, страх, а не безопасность, голод, а не сытость. Болезненно жаждем мы наслаждений и радостей, когда их нет; отсутствие же страданий, хотя бы, и они прекратились после того, как долго мучили нас, непосредственно нами не ощущается. Дни нашей жизни, когда мы были счастливы, мы замечаем лишь тогда, когда они уступают свое место дням несчастным. В той мере, в какой возрастают наслаждения, уменьшается восприимчивость к ним: привычное уже не доставляет нам наслаждения. Возможно тот факт, что большую часть своей жизни Шопенгауэр был одинок и у него не складывались отношения с родственниками, он практически не имел знакомых,- всё это не дало ему в полной мере насладиться всеми радостями этого мира.

«Горе можно пережить в одиночестве, но радость - чтоб познать ее в полной мере - нужно разделить с другим человеком».[[1]]

Не возможно судить о степени счастья, созерцая его со стороны, не примерив его на себя. Шопенгауэр цитирует Петрарка «Тысячи наслаждений не стоят одной муки». Но согласиться ли с ним мать, которая на протяжении долгих месяцев вынашивая и в последствии рожая ребенка, испытывает физические боль и страдания, воспоминания о которых исчезают сразу же после рождения ребенка. Если взвесить на чаше весов любовь матери к ребенку, как счастье и физическую боль до его появления, как несчастье, то, несомненно, чаша счастья перевесит десятки и сотни неприятных моментов.

«Счастье – только греза, а скорбь реальна»[[2]]. «Мухи рождаются для того, чтобы их съедали пауки, а люди – для того, чтобы их глодали скорби» (1, стр.66). Но согласится ли с этим человек? Разве хотим мы быть рабами своих скорбей, чтобы они управляли нами. Счастье является стимулом жизни, смыслом ее продолжения. Ведь даже только вера в то, что ты можешь быть счастливым, дает человеку силы. Счастье настолько же реально, сколько и горе, все дело в том, как человек сам относиться к тому, что делает его счастливым. «Счастье - это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души»[[3]].

Шопенгауэр справедливо замечает, что «Есть что-то неестественное в характере нашей жизни: в гармонии вещей не может лежать она, - этот суровый рок… болезни, рабство, смерть – все то горе, которое мы видим, и, что хуже, все то горе, которое мы не видим и которое все новою и новою печалью волнует неисцелимую душу». Философа волнует несправедливость мира. Шопенгауэр находит, что в нем слишком много пороков, невзгод и ненастий, которые могут постигнуть человека. Жизнь на земле представляется адом, в котором страдают люди. Причем источником самых серьезных бед Шопенгауэр считает самого человека.

Kõikjal võimutseb vägivald ja ebaõiglus. Iga üksik elu on mõtetu tragöödia, mis lõpeb surmaga. Kogu elu selles maailmas orjame me oma ihasid, jõudmata enne rahuldada üht, kui selle asemele astub juba teine, nii et me oleme pidevalt rahuolematud ja meie kannatuste allikas on meie olemasolu ise.

В той или иной степени люди все подобны дьяволу. Взаимоотношения людей по большей части отмечены неправдой, крайней несправедливостью, жесткостью и жестокостью. Редко когда отношения основываются на каких-то честолюбивых чувствах. Эгоизм людей лежит в основе большинства зол. Желание иметь то, чего у тебя нет, побуждает воровать, завоевывать чужие земли. При этом будь то вор, будь то завоеватель, он не задумывается о счастье и горестях тех, у кого он крадет, кого он покоряет. Наши страдания важны только для нас самих, только нам они заметны.

Страницы: 1 2 3