О ничтожестве и горестях жизни

Страница 2

Феноменальность нашего мира состоит в том, что невзгоды способны нас сделать абсолютно несчастными, а вот абсолютно счастливыми мы быть не можем, ведь в любой момент найдется то, что может нарушить идиллию счастья. Выходит, что жизнь – это постоянная борьба, борьба за свое счастье. « nii kaua kui me alistume soovidetulvale koos kõigi sellest tulenevate lootuste ja hirmudega .ei saavuta me kunagi kestvat õnne ega rahu» (5, стр.139)

И на эту борьбу нас толкает некая биологическая по своей природе сила – воля к жизни. Воля к жизни превращает людей в рабов. Она заставляет человека познавать мир, чтобы лучше к нему приспособится. Это она заставляет нас жить, во что бы то не стало, цепляясь на жизнь, даже если она тяжела или просто не выносима. Вся человеческая жизнь - это страдания и разочарования. Человек под влиянием воли всегда чего-то желает: богатства, денег, комфорта, здоровья, продления жизни. Но эти желания никогда не удовлетворяются окончательно. А вскоре после того, как человеку удалось чего-то достичь, наступает равнодушие и скука. Между страданиями и скукой мечется человеческая жизнь.

Земное счастье – иллюзия. Жизнь большинства людей печальна и непродолжительна. Счастлив человек бывает лишь в редкие минуты. Когда жизнь дает обещания, она их не держит. А когда держит, то только для того, чтобы показать, как недостойно было то, чего мы желали. Поэтому счастье всегда находится в будущем или прошлом, потому как в настоящем, человек счастлив никогда не бывает. «В горе, несчастии утешают себя мечтами»[[4]].

Люди мечтают о будущем, о том, что завтрашний день может перевернуть их жизнь: внезапный выигрыш в лотерею, чудесное исцеление от давно мучавшей болезни. Но, зачастую новый день приносит лишь новые напасти и разочарования, тем самым более убеждая человека в бессмысленности и обреченности своего существования. « В минуты душевной тоски оглядываемся мы в прошлое, чтобы найти там кусочек той радости, того счастья, которого так в данный момент жаждет душа.

Шопенгауэр считает, что мы не знаем трех высших благ жизни – здоровья, молодости и свободы. Пока они у нас есть, мы не осознаем их ценности, а понимаем только тогда, когда утратим их.

Жизнь - вовсе не подарок, рассчитанный на наши наслаждения. Если мы посмотрим на человеческое общество, то увидим всеобщую нужду, беспрерывные усилия, постоянные столкновения, постоянную борьбу. Все вокруг суетятся – одни в мечтах, другие в деятельности, поднимая неописуемый шум. Но где же последняя цель всего этого? Последняя цель же, по Шопенгауэру, оказывается весьма жалкой: поддержать жизнь на короткий промежуток времени. Как бы ни была жалка жизнь, человек цепляется за нее из последних сил, воля к жизни сильнее разума. Но какое значение имеет короткая отсрочка смерти, временное облегчение страданий, минутное удовлетворение желания – если все это уходит из наших рук, а победа смерти несомненна?

Поэтому человек должен выйти из-под власти воли, подавить в себе всякие желания. Нужно понять, считает Шопенгауэр, что страдания – неизбежная часть нашей жизни, и если мы избавимся от одного, то неизбежно придет другое; если на время прекращаются страдания, то наступает скука, которая тоже является страданием. Если мы поймем это, нам удастся воспитать в себе равнодушие к страданиям. Ведь страдания, как и счастье, приходят не извне, а возникают внутри человека. Подавить волю, перестать быть ее рабом, уменьшить тягостную заботу о своем благополучии – таков единственно возможный путь мыслящего человека. Путь этот доступен немногим, лишь тем, кому дано понять, что жизнь – это вечный обман и вечные разочарования, что в мире нет ничего достойного наших желаний, стремлений и борьбы, что все его блага ничтожны.

Шопенгауэр замечает, что люди путают понятия счастья и удовлетворения. Удовлетворение – это по своей сути достижение того, чего раньше в жизни не хватало, стремление избавить себя от того, что тяготит наше существование, или приобрести то, без чего жизнь кажется не такой привлекательной. Результат не может быть счастьем, результат всех достижений – это всего лишь удовлетворенное желание. При достижении цели, желания и стремления пропадают, а вместе с ними пропадает и наслаждение от удовлетворения. Удовлетворение краткосрочно и длиться столько недолго, что вовсе не заслуживает тех усилий, которые тратит на него человек.

Страницы: 1 2 3