Понятия науки, научного знания.

Страница 4

Нетрудно заметить, что названный выше признак является не­обходимым, но не достаточным для разделения естествознания и техники, естественнонаучной и технической научной деятельности. Действительно, естествознание и внутри собственного института во многих его разделах создает искусственные материальные образо­вания: синтез элементов в ядерно-физических установках, синтез химических веществ, создание биосистем с помощью методов ген­ной инженерии и др., причем это может делаться для реализации познавательных (духовных) целей, а не обязательно с практической целью преобразования природы в интересах общества. Последнее замечание дает нам как раз возможность сформулировать второй признак технической науки, который в совокупности с первым со­ставит уже необходимое и достаточное условие для более или менее однозначного разделения понятий «естествознание» и «техника». Этот признак - центральная целевая установка познавательной дея­тельности. Для естествознания такой центральной целевой установ­кой является познание природы во всем ее многообразии вне обяза­тельной связи с практическими задачами человека и общества, для техники - познание природы и создание искусственных материаль- ; ных образований с целью решения практических задач преобразо­вания природы для человека и общества.

Два названных признака технического знания, технической нау­ки дают важные методологические ориентиры для рассмотрения как проблемы взаимодействия естествознания и техники в целом, так и проблемы взаимодействия естественнонаучных и технических зна­ний в той или иной технической сфере. Здесь имеется в виду рас­смотрение как актуальных взаимодействий, так и взаимодействий в аспекте исторической обусловленности технического знания естест­веннонаучным, и наоборот.

В методологическом отношении одним из центральных и чрез­вычайно часто обсуждаемых является вопрос о соотношении в соот­ветствующей области технического знания фундаментальных и прикладных исследований. Здесь специально выделяется, что поня­тия «фундаментальное исследование» и «прикладное исследование» не являются полярными по содержанию и противоположными по смыслу. Это хорошо видно при рассмотрении фундаментальных и прикладных исследований по таким их составляющим, как предмет, метод и цель исследования, а также его результат. Например, при­кладные исследования тепловых машин привели к получению фун­даментального научного знания - второму началу термодинамики и, наоборот, фундаментальные исследования генетического кода при­вели к становлению высоконаучной технологии - генной инженерии как основы современной биотехнологии. В истории таких примеров очень много.

Ошибочное противопоставление, противоположение фундамен­тальных и прикладных исследований (лингвистически выражаемое союзом «и») проистекает из того, что часто в области прикладной инженерно-технической деятельности фундаментальные знания не получаются и не используются (или используются мало); соответст­венно, в области фундаментальных исследований многие разделы получаемого нового знания не находят реальных прикладных при­менений. В силу этого можно прийти к выводу, что противоположе­ние исследований на фундаментальные и прикладные может осно­вываться не на различении предмета или метода (они могут и сов­падать), а на различении цели исследовательской деятельности и со­ответствующих ей ценностных ориентации.

Цель «чисто фундаментальных» исследований - получение но­вого знания о мире с элементами его вечности, духовной познава­тельной ценности. При этом фундаментальное научное знание мо­жет быть и эмпирическим (заряд электрона, структура ДНК и т.п.), и теоретическим (теория относительности, принцип соответствия и т.п.), и теоретико-экспериментальным (квантовая химия, термоди­намика и т.п.). При этом фундаментальное знание может быть и прикладным, и неприкладным в зависимости от конкретных обстоя­тельств как во время его получения (если цель практическая, при­кладная), так и после того, по мере созревания социального заказа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9