Природа и экология в философии

Страница 2

Обращусь я к друзьям (Не сочтите, что это в бреду):

постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом

в изголовье поставьте ночную звезду.

Порошков или капель — не надо. Пусть в стакане сияют лучи.

Жаркий ветер пустынь, серебро водопада — вот чем стоит лечить.

От морей и от гор веет вечностью, веет простором.

Раз увидишь — почувствуешь: вечно, ребята, живём.

Не больничным от вас уходу я, друзья, коридором,

Ухожу я, товарищи, сказочным Млечным Путём.

Ярослав Смеляков.

Следующее из важнейших онтологических понятий — материя. В дословном переводе с латинского материя означает вещество. Так это слово и производные от него выражения и понимаются внефилософским сознанием (материально на первый взгляд то, грубо говоря, обо что можно постукаться, что возможно ощутить, потрогать, измерить и т.д.).

Философское определение материи предполагает его сопоставление с понятием природы. Они близки, но не одинаковы. Короче всего сказать так, что философская категория “материя” выражает внутреннее единство всей природы, её скрытую сущность; некие основания, объединяющие собой всё бесконечное разнообразие природных явлений. Понятие материи абстрактнее (т.е. отвлечённее от всего непосредственно данного), а потому оно беднее определениями, чем природа. Зато понятие материи глубже понятия природы, которое обнимает собой все возможные проявления объективного бытия.

С учётом сказанного, можно предварительно определить материю как мыслимую саму по себе объективную реальность. Подробнее эта категория разбирается в следующей лекции.

Близко к понятию материи понятие субстанции (от лат. “sub” — под, в основе + “sto” — стоять, существовать = подоснова, глубинная сущность, сохраняемая при всех возможных изменениях). С материалистической точки зрения эти понятия просто совпадают: материя есть субстанция природы. С религиозно-идеалистических же позиций субстанцией бытия выступает Дух и его производные в виде Бога-творца или Мирового разума и т.п.

Структурность природы, тот факт, что она подразделяется на разные по характеру бытия уровни и сферы, выражают такие онтологические понятия, как мир, Вселенная (по-гречески космос), Галактика. Они то и дело применяются при изложении проблем разных естественных наук и медицины, а также средствами массовой информации, поэтому лучше их не путать.

Мир в онтологическом смысле — упорядоченная внутри себя часть материи, отличающаяся от других её частей-миров типом законов и размерами объектов (есть микро-, макро- и мегамиры; пространство/время за пределами нашей Вселенной организовано в другие миры; мир природный — материальный, а мир человеческой души — идеальный; мир культуры — объективно-субъективный; т.д.).

Как видно, внешний мир природы соотносится с внутренним миром человека, т.е. его душой-психикой и сознанием, коллективной психологией всего общества, больших социальных групп. Так макрокосм природы гармонирует с микрокосмом души.

Космос же не ограничивается нашей Галактикой, т.е. Млечным путём (звёздной системой, куда входят Солнце со всеми планетами). Астрономическая модель космоса различает в нём другие галактики — звёздные системы различного вида (спиральные, эллиптические, неправильные и т.д.), так же как и наша Галактика состоящие из звёзд, газовых и пылевых туманностей и прочего рассеянного между звёздами вещества. Когда понятие “Вселенная” пишется с заглавной буквы, имеется в виду наша — солнечная Галактика, а когда со строчной — одна из прочих вселенных, т.е. звёздных систем.

И страшным, страшным креном

К другим каким-нибудь

Неведомым вселенным

Повёрнут Млечный путь

Б.Л. Пастернак

Перечисленные понятия философской онтологии — природа, материя, космос — обладают важным мировоззренческим и методологическим значением. Оно, прежде всего, заключается в осознании факта их предельности. За ними ничего нет. Отражаемые этими понятиями реалии самодостаточны. Они существуют объективно, сами по себе и так к ним должен относиться человек работающий, исследующий, мыслящий. Объективный подход к природе в целом предполагает её вечность и бесконечность. Природа как таковая пребывает без начала и конца, без первопричины и единой цели. По мудрым словам Бенедикта Спинозы, “природа есть причина самой себя” (“natura causa sui est”). “Логика” природы внечеловечна, чужда цели, плану, смыслу. Все эти характеристики возникают применительно к деятельности человека и характеризуют только её. Смысл привносят в материал природы сами люди, эти смыслы составляют их культуру. О природе же, её событиях и процессах бесполезно спрашивать: “Зачем?” Уместен лишь вопрос: “Почему?” (беспричинных явлений в природе нет, хотя типы причинной детерминации сильно варьируются в мега-, макро- и микромирах).

Страницы: 1 2 3 4 5 6