Природа и экология в философии
Хотя верить прогнозу И.С. Шкловского не хочется, объективный анализ экологической ситуации даёт больше фактов именно в его пользу. По данным главного в мире центра экологического прогнозирования — Римского клуба, если не принять радикальных мер по ограничению темпов роста цивилизации, уже к концу XXI века неминуема глобальная для Земли катастрофа. В её результате люди или вымрут, или деградируют обратно в дикую природу, за пределы цивилизации под влиянием резкого ухудшения климата и прочих катаклизмов, признаки которых заметны уже невооруженным глазом (озоновые дыры в атмосфере; парниковый эффект в гидросфере; ядерные войны за топливные, продовольственные запасы; и т.п. Об этом, повторяю, неплохо написали в своих романах С. Лем, братья Стругацкие и прочие фантасты).
Такого рода проблемы именуют глобальными — по двум причинам. Во-первых, эти проблемы возникают уже не в результате отклонения от пути развития общества, как раньше (эпидемии, войны, революции), а в результате самого этого закономерного развития (промышленности, военной и прочей техники, т.п.). Поэтому их нельзя ослабить и тем более решить, ни продолжая это развитие без корректив, ни тормозя этой развитие. Во-вторых, если не взяться за их решение всеми доступными человечеству средствами, они уже в обозримом будущем будут угрожать самому существованию человеческого рода, а не просто отдельных регионов его проживания, не только снизят уровень жизни, но покончат с ней вообще. В-третьих, сколько-нибудь эффективно решать глобальные проблемы возможно лишь на путях международного сотрудничества, по сути, в масштабах всей Земли. Ведь вирусы смертельных болезней, радиоактивное заражение, дефицит ресурсов и т.п. напасти не знают границ между народами и государствами.
Глобальные проблемы современного человечества можно сгруппировать следующим образом:
а) экологические — загрязнение, вообще повреждение окружающей среды (воздуха, водных потоков, флоры и фауны, т.д.);
б) ресурсные — истощение природных ресурсов (источников энергии, др. минерального сырья);
в) военные — накопление ядерных, химических и т.п. вооружений, угрозы их применения в локальных конфликтах и Третьей мировой войне;
г) демографические — перекосы в структуре народонаселения (постарение и сокращение населения в одних регионах, одних этносов; неконтролируемый рост рождаемости, не обеспеченный средствами к существованию, в других);
д) медицинские — генетические изменения массового масштаба, резкое увеличение обычных (ишемия, онкология и т.д.) и новых (иммунодефицит, аллергия, т.п.) заболеваний, особенно тех, что развиваются ураганными темпами и против которых еще не открыто эффективных лекарств.
Наиболее вероятный сценарий будущего сочетает в себе оптимизм Вернадского и пессимизм Шкловского. Пропорция улучшения и ухудшения, а главное — темпы последнего будут зависеть от самих людей. И от политиков, и от так называемого “маленького человека”. Если этот последний не изменит своего потребительского, а нередко просто варварского отношения к природе, то его, т.е наших детей и внуков “хата” будет стоять с краю очередных чернобылей, злокачественных новообразований, элементарного голода и всепроникающего холода.
Термин “экология” (от греч. “oikos” — дом, обиталище) предложил в 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель. Эта наука прошла несколько рубежных этапов в своем развитии. Биологическая экология изучает взаимоотношения живых организмов между собой и с физической средой их обитания. В середине XX в. появляется новая — социальная экология, рассматривающая взаимосвязи человеческого общества и природы, методы и сроки решения глобальных проблем мировой цивилизации. К этим междисциплинарным наукам в наши дни добавилась идеологическая экология — политика и этика спасения человеческого рода от внешних и внутренних угроз его существованию на Земле.
В современной экологии можно усмотреть как пользу, так и вред для решения глобальных проблем. Движение “зелёных” в политике и общественной жизни имеет неоспоримые заслуги, но и оно небезупречно. Пользы от активной борьбы за “зелёный мир” больше и заключается она примерно в следующем:
— экспертиза и прогнозы состояния природной среды позволяют отдельным субъектам общественного развития вносить своевременные коррективы в свою жизнедеятельность ради спасения биосферы;
— международное сотрудничество помогает как-то сдерживать глобализацию экологического кризиса;
— благородные принципы биологической этики, “благоговение перед жизнью” (Альберт Швейцер) постепенно внедряются в культурную традицию всё большей части населения разных стран. “Я жизнь, которая стремится выжить внутри другой жизни”, — вот стратегия выживания человечества по тому же А. Швейцеру, выдающемуся немецкому врачу и философу.