Проблема и гипотеза

Страница 1

Неразвитая проблема - это задача, которая характеризуется следующими чертами.

Во-первых, это нестандартная задача, т.е. задача, для решения шторой нет алгоритма (алгоритм неизвестен или даже невозможен). Чаще всего это трудная задача.

Во-вторых, это задача, которая возникла на базе определенного знания (теории, концепции и т.д.), т.е. задача, которая возникла как закономерный результат процесса познания.

В-третьих, это задача, решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании (противоречия между отдельными положениями теории или концепции, положениями концепции и фактами, положениями теории и более фундаментальными теориями, между кажущейся завершенностью теории и наличием фактов, которые теория не может объяснить), а также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств для их удовлетворения.

В-четвертых, это задача, путей решения которой не видно.

Чтобы подчеркнуть незавершенный характер неразвитых проблем, их иногда называют пред проблемами.

Развитая проблема.

Задача, которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а также содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой, или собственно проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указаний на пути их решения.

Таким образом, развитая проблема - это "знание о некотором незнании", дополненное более или менее конкретным указанием путей устранения этого незнания.

Формулировка проблемы включает в себя, как правило, три части: (1) систему утверждений (описание исходного знания - того, что дано); (2) вопрос или побуждение ("Как установить то-то и то-то?", "Найти то-то и то-то"); (3) систему указаний на возможные пути решения. В формулировке неразвитой проблемы последняя часть отсутствует.

Проблемой называется не только знание указанных видов, но и процесс познания, который заключается в формировании неразвитой проблемы, превращения последней в развитую, а затем развитой проблемы первой степени в развитую проблему второй степени и т.д. вплоть до решения проблемы.

Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней:

(1) формирование неразвитой проблемы (предпроблемы);

(2) развитие проблемы - формирование развитой проблемы первой степени, затем второй и т.д. путем постепенной конкретизации путей

ее разрешения;

(3) разрешение (или установление неразрешимости) проблемы.

2. Проблемы индукции как основного способа научного мышления

Как известно, индукция является одним из основных способов научного мышления: рассуждения от частного к общему. Этот вид мышления тоже очень тесно связан с понятием “проблема". Индукция как образуется под влиянием проблемы, так и имеет свои внутренние проблемы.

Проведем установочный анализ проблемы индукции предварительно сделав некоторые замечания. Установочная (установка) любой дисциплины включает сведения и рассматривает в качестве объектов изучения дисциплину, какой мы хотим видеть саму дисциплину. Поэтому любе новое исследование базируется на некоторых высказываниях (назовем их установочными принципами), истинность которых не подлежит сомнению. Любая попытка подвергнуть установок истинный принцип несомнению квалифицируется как непонимание предмета изложения. Если, например, высказывание “снег черный фигурирует как установочный принцип в некоторой теории, мы не вправе сомневаться в его истинности в рамках этой дисциплины. Вы можете только отметить, что нет согласия между| общепринятыми и присвоенными в данной дисциплине значениями слов “снег" и “черный”. Установочные принципы - это, в некотором смысле, постулаты значения. Таким образом, установочная часть любой дисциплины не может быть ложной, однако может быть неадекватной. Как показано ниже, сомнения относительно адекватности допускаются на любой стадии установочного исследования. Но после нее завершения законы развития дисциплины такие же, как, например, в математике: главное - доказывать теоремы. И точно так же, как в математике, каждая новая теорема - это (в нек тором смысле) новое наблюдение (следовательно, новое знание тех объектов исследования, которые мы рассматриваем на основ принятых установочных принципов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6