Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа

Страница 1

Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти.

Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни.

Франц Кафка

Смерть – важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное к чему боги могли приговорить человека, - это бессмертие. Что может быть страшнее бессмертия? Хотя в тысячах книг, романов, трактатов бессмертие приносилось как главная мечта человечества.

Человек единственное существо на Земле, которое боится смерти. Ибо природа наделила человека сильным разумом. В этом смысле человек - самое несчастное животное, поскольку заранее знает о своей будущей гибели. Но в то же время это даёт огромное преимущество, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляя человека искать смысл, оправдывать перед самим собой своё существование.

Шопенгауэр страх людей перед смертью объясняет всё той же всесильной волей к жизни. Волей, которой все мы слепо подчиняемся.

В масштабе вселенной наша жизнь лишь маленькая, тусклая, кратковременная вспышка. Те годы, которые мы проведем на Земле ничто, по сравнению с тем, сколько лет пройдет после нашей смерти.

По мнению Шопенгауэра, страх человека перед смертью обоснован мыслями о небытии. Человека пугает то, что его может не быть. Но никто из нас не задумывается, что же изменится на Земле в связи с нашим отсутствием. Кто мы и для чего пришли на эту Землю? Никто из людей не задумывается о том, что когда-то нас не было на свете. То есть уже был такой период, когда мы не существовали, когда мы были ничем. Небытиё после смерти вряд ли отличается от небытия перед рождением. Целая бесконечность прошла до того момента, как мы появились на свет, - и это нас вовсе не печалит. Так почему же люди склонны думать, что после смерти будет иначе. Люди думают, что та вторая бесконечность, которая наступит после нашей смерти, есть некая жестокая несправедливость. Отведав вкус земной жизни, мы страшно боимся ее лишиться.

Возможно, человека страшит не столько сама смерть и конец жизни, а разрушение организма. Ведь организмом, по мнению Шопенгауэра, является воля, принявшая вид тела. Воля же для человека основополагающая жизненная сила. Разрушение организма мы чувствуем при болезнях и старости. Разум неминуемо заставляет нас думать о том, чем это разрушение окончится. Но смерть – не есть разрушение, смерть – это миг, одна секунда жизни, когда исчезает сознание и прекращается деятельность мозга. То оцепенение, которое распространяется после смерти по организму – не смерть, а посмертное явление.

Смерть можно сравнить с погружением в сон. Как засыпая, так и умирая человек всего лишь лишается своего сознания. Еще лучше смерть можно сравнить с обмороком. При обмороке переход от сознания к бессознательному происходит не так постепенно, как при погружении в сон. У человека темнеет и в глазах и резко наступает бессознательность, не сопровождаемая снами. Ощущение, которое человек в этом момент испытывает, вряд ли можно назвать неприятными, скорее, человек не испытывает ничего. Сознание, через которое организм питается болью и страхами отсутствует. «И, если сон – брат смерти, то несомненно, что обморок и смерть – близнецы». (1, стр.87)

Страницы: 1 2 3 4