Сущность человека у Л. Фейербаха
Одновременно «Наука – сознание рода».
4) Бог — чувство.
«…чувство признается священным только потому, что оно чувство, причина его религиозности … лежит в нем самом. Бог есть чистое, неограниченное, свободное чувство».
(,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1.с.31).
5) Бог — любовь.
Любовь есть страсть (чувство), следовательно, «существует только то, что является объектом страсти… Различие между бытием и небытием дано мне только в любви, …в ощущении». «…ощущения имеют онтологическое, метафизическое значение: в ощущениях, даже повседневных, скрыты глубочайшие и величайшие истины… Новая философия опирается на истину любви, на истину чувства
». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1. с.128-129).
6) Связь человека с человеком.
«Не в одиночку, а с кем-нибудь вдвоем приходим мы к понятиям, приходим вообще к разуму. Два лица необходимы для порождения человека как в физическом, так и в духовном смысле
… Что я вижу в одиночку, в том я сомневаюсь, только то, что видит и другой человек, становится для меня достоверным». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1. с.139).
«Уединенность есть конечность и ограниченность, общественность есть свобода и бесконечность. Человек для себя является человеком… человек в общении с человеком, единство Я и Ты есть Бог
». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1.с.144).
Л. Фейербах претендует на выявление сакральной формулы: «Триединство
было высшей мистерией, центральным пунктом абсолютной философии и религии. Но тайна триединства есть тайна общественной коллективной жизни
, как это исторически и философски доказано в «Сущности христианства»; это есть тайна необходимости Ты для Я;
это есть истина, что никакое существо, будь оно человеком или Богом, духом или я и называйся как угодно, взятое изолированно, для себя самого, не является подлинным, совершенным, абсолютным существом; истина и совершенство заключаются лишь в связи, в единстве равноправных существ. Величайшим и последним принципом философии является поэтому единство человека с человеком.
Все существенные отношения, составляющие принципы различных наук – это только различные виды и формы этого единства». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1.с.144).
Л. Фейербах не ответил на вопрос: «Что есть человек?» « .фейербахова антропологическая редукция бытия есть редукция к беспроблемному человеку . Философская антропология невозможна, если она не начинается с антропологического вопроса Видя в человеке высший предмет философии, Фейербах понимает его не как человеческую индивидуальность, а как связь человека с человеком, связь между Я и Ты». (,Бубер М. Два образа веры. М.: Республика. 1995.с.183).
В качестве регулятора общественных отношений Л. Фейербах предложил известную христианскую рекомендацию, суть которой сводится «Не желай ближнему того…»: «Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое сосредоточено на одном и том же лице, а счастье, распределенное между различными лицами, включающее Я и Ты, стало быть, счастье не одностороннее, а двустороннее или всестороннее». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1.с.340).
Так, едва зародившись, антропология в лице своего признанного классика, «ища человека», нашла старую «библейскую историю». Теизм является предметом культоведения, и антропология в таком виде подменяет собственный предмет исследования.
И, наконец, поскольку принципом познания в теизме является вера — априорная бездоказательная форма, то, несмотря на утверждение высокой заданности человеческой жизни, теория Л. Фейербаха не способна технологически помочь человечеству в разрешении кризисных проблем в его новейшей истории.