Теория познания

Страница 4

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Нап­ример, заблуждением в целом является "теоретическая астроло­гия", хотя отдельные моменты истины в ней имеются. Содержатся заблуждения и в научной астрономии, но в целом это область ис­тинного знания, подтвержденная наблюдениями.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ. Следует, напри­мер, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д. Среди пос­ледних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др. ( о них - ниже).

Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного ис­кажения истины в корыстных интересах - и связанной с этим пе­редачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблужде­ние - характеристика знания, то ошибка - результат неправиль­ных действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки логические - нарушение принципов и правил логики (формальной или диалектической) и фактические, обусловленные нез­нанием предмета, реального положения дел и т.п.

Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о "вечном двигателе"), либо превращаются в истинные знания (формирование химии из алхимии). Важнейшее условие преодоления заблуждений - из­менение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углуб­ление знаний. Создание этих предпосылок требует конструктивно-критического, а не апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к действительности, реализации метода "проб и ошибок" (К. Поппер).

ИСТИНА - ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПА­ДАЮЩЕЕ С НИМ. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении. Достиже­ние истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.). Каковы ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИСТИНЫ?

Первое и исходное из них - ОБЪЕКТИВНОСТЬ: конечная обус­ловленность реальной действительностью, практикой и независи­мость содержания истинного знания от отдельных людей (как, на­пример, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца).

Будучи объективна по своему содержанию, истина субъектив­на по форме: ее познают люди и выражают в определенных поняти­ях, законах, категориях и т.п. Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве истины, закона нау­ки оно было открыто И. Ньютоном.

ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий одноразовый акт постиже­ния объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характерис­тики объективной истины как процесса применяются категории аб­солютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и от­носительного (отражающей изменчивое, преходящее).

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ - это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания челове­ком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, мо­ментов имеет свою специфику.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7