Теория познания

Страница 6

В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо ЕДИН­СТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ, которое есть коренной принцип философ­ской гносеологии. Это такое их диалектическое взаимодействие, в котором практика все же выше, важнее познания, и, как было показано ранее, исходный и конечный пункт познавательного про­цесса.

Состав, структура и динамика знания.

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон - чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные вы­воды. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные дан­ные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагру­жены, регулируются разумом.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы чувств - зрение, слух, осязание и др., которые у человека есть "продукты всемирной истории", а не только биоло­гической эволюции. Органы чувств - это единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать сведения об ок­ружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной дея­тельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объ­ективного мира.

ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании челове­ка отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зритель­ные, играющие наиболее важную роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в качестве компо­нента более сложного образа - восприятия. ВОСПРИЯТИЕ - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в представлении отсутствует не­посредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплыв­чатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем со­вершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. МЫШЛЕНИЕ - осуществляющийся в ходе практики актив­ный процесс обобщенного и опосредованного отражения действи­тельности, обеспечивающий на основе чувственных данных раскры­тие ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как оп­ределенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химиче­ские формулы и т.п.).

Мышление человека - не чисто его природное свойство, а вы­работанная в ходе истории функция социального субъекта. Поэто­му мышление, его формы, принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием практики.

Выделяют два основных уровня мышления - разум и рассудок. РАССУДОК - исходный уровень мышления, на котором опериро­вание абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, за­данного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последова­тельно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь созна­тельно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7