Возникновение предпосылок научных знаний в древнем мире и в средние века

Страница 10

Беруни на основе сравнительно исторического стиля мышления с позиций здравого смысла, научной объективности и беспристрастности, во-первых, сопоставляет различные философские и религиозные системы и, во-вторых, пытается установить соответствие между взглядами на тот или иной вопрос представителей различных народов и религий – древних греков, доисламских персов и арабов, иудеев, христиан различных толков, мусульман сунитов, суфиев и т.д. В этом отношении характерно сопоставление им представлений о Боге индийцев, иудеев и христиан, о душе индийской мысли и Сократа, о спасении, как соединении с Богом у индийцев, о фантастических существах индийских мифов и греческой мифологии, о сословиях древних иранцев с индийскими, о религиозных законах греков и индийцев и т.д. В этом контексте обнаруживаются не только определенные аспекты культурных, научно-философских контактов, а также то, что Беруни являлся приверженцем принципов взаимообогащения, контактов между различными культурами, народами. Поражает его беспристрастная научная объективность и исследовательская деликатность.

Открытия в астрономии Улугбека и его учеников вели к пересмотру миропонимания в главном - представлении о космосе, к ликвидации разрыва между взглядами на земную природу и небесные явления. Они составили научный план и создали уникальную обсерваторию для организации наблюдения и фиксирования движения небесных тел, таким образом, сумели доказать переход в процессе познания небесных явлений от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее. Благодаря обсерватории, построенной по проекту Улугбека, проводились наблюдения и фиксировались основные характеристики движения звезд на небе. Улугбек и его ученики, основываясь формально-логическим мышлением, при научных исследованиях применяли доказательный метод. Один из методов, который использовали для произведения опосредованного вычисления величины, был метод интерполяции. Так же в проведении научных исследований не менее важными являлись методы последовательных приближений и определения «уравнения скорости», аксиома, теорема, фантазия, аналогия и т.д. Объектом исследований являлись небесные тела, субъектами – астрономы-наблюдатели (Улугбек и его ученики). Средствами познания – секстант и др. Эти элементы вступали во взаимодействие в процессе наблюдения за видимыми движениями небесных тел».[9] Улугбек с большой точностью определил смещение точки весеннего равнодействия 51¢¢. Секстант Улугбека позволил получить наиболее точную величину звездного года – 365 суток 6 часов 10 минут 8 секунд. Этому способствовала тщательная научная обработка данных наблюдений.

v В философии наших великих предков удачно сочетается философский стиль мышления с естественнонаучным. Свои философские произведения они писали, опираясь на разделяемую ими картину мира. В частности известно, что Ибн Сина в историю вошел как князь философии и князь медицины. Он развивает мысль о единстве и взаимопроникновении философии и медицины, утверждая, что медицина лечит тело человека, а философия – его душу. В этой связи иначе звучит древний афоризм: «В здоровом теле здоровый дух», так как не только здоровое тело порождает, как правило, здоровый дух, но и здоровый дух обусловливает здоровое тело. Абу-Али ибн-Сина (Авиценна) -философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной на­уки» снискал мировую славу и представляет определен­ный познавательный интерес сегодня;

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11