Возникновение предпосылок научных знаний в древнем мире и в средние века

Страница 7

Большой славой пользовалась девятитомная энциклопедия Марка Терренция Варрона (116-27 гг. до н. э.), содержавшая знания из области грамматики, логики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии, теории музыки, медицины и архи­тектуры. Веком позже шеститомный компендиум, посвящен­ный сельскому хозяйству, военному делу, медицине, ораторско­му искусству, философии и праву, составляет Авл Корнелий Цельс. Наиболее известное сочинение этой поры - поэма Тита Лукреция Кара (ок. 99-95 гг. - ок. 55 г. до н. э.) «О природе ве­щей», в которой дано наиболее полное и систематическое изло­жение эпикурейской философии. Энциклопедическими работа­ми были труды Гая Плиния Секунда Старшего (23-79 гг. н. э.), Луция Аннея Сенеки (4 г. до н. э. - 65 г н. э.).

Кроме этих компиляций, были созданы работы больших знатоков своего дела: сочинения Витрувия «Об архитектуре», Секста Юлия Фронтина «О римских водопроводах», Луция Юния Модерета Колемеллы «О сельском хозяйстве» ( в. н. э.). Ко П в. н. э. относится деятельность величайшего врача, фи­зиолога и анатома Клавдия Галена (129-199 гг.) и астронома Клавдия Птолемея (ум. ок. 170 г. до н. э.), система которого объясняла движение небесных тел с позиций геоцентричес­кого принципа и поэтому в течение столетий считалась наи­высшей точкой развития теоретической астрономии.

Знания, которые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание - это знание всеобщее, апо­диктическое (доказательное). Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание только уни­версальное. В этой парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному, неисчерпывающему.

Так как все на земле сотворено, то существование любой вещи определено свыше, следовательно, она не может быть несимволической. Вспомним новозаветное: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Слово вы­ступает орудием творения, а переданное человеку, оно вы­ступает универсальным орудием постижения мира. Поня­тия отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания. Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которая производна от поня­тий. Познавательная деятельность сводится к исследова­нию последних, а наиболее репрезентативными являются тексты Святого писания.

Все «вещи видимые» воспроизводят, но не в равной степе­ни «вещи невидимые», т. е. являются их символами. И в за­висимости от приближенности или отдаленности от Бога между символами существует определенная иерархия. Телеологизм выражается в том, что все явления действительности существуют по промыслу Бога и для предуготовленных им ролей (земля и вода служат растениям, которые в свою оче­редь служат скоту).

Как же, исходя из таких установок, может осуществляться познание? Только под контролем церкви. Формируется жест­кая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Средневековье отказалось от мно­гих провидческих идей античности, не вписывающихся в ре­лигиозные представления. Так как познавательная деятель­ность носит теологически-текстовый характер, то исследуются и анализируются не вещи и явления, а понятия. Поэтому уни­версальным методом становится дедукция (царствует дедуктив­ная логика Аристотеля). В мире, сотворенным Богом и по его планам, нет места объективным законам, без которых не могло бы формироваться естествознание. Но в это время существуют уже области знаний, которые подготавливали возможность рож­дения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др. Многие исследователи расценивают существование этих дисциплин как промежуточное звено между натурфилосо­фией и техническим ремеслом, так как они представляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиризма.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11