Возникновении философии науки как направление современной философии.

Страница 4

Единство может быть действительным лишь постольку, поскольку точно представляет совокупность естественных от­ношений. Следовательно, необходимым и предварительным условием становится тщательное изучение совокупности ес­тественных отношений. Только посредством такой системати­зации философия может влиять на действительную жизнь. Конт уверен, что у философии есть социальная функция, ох­ватывающая три области человеческой деятельности: мышление, чувство и действие. И только достигнув позитивного со­стояния, философия может с надлежащей полнотой достой­но выполнить свое основное назначение.

Другим крупнейшим представителем первого позитивизма был Герберт Спенсер (1820-1903). Идея плавного, эволюционного прогресса становится доминирующей в его концепции и главным принципом его методологии. «Эволюция есть интег­рация (приведенная к членораздельному единству) материи, сопровождаемая рассеянием движения, во время которой ма­терия переходит от состояния неопределенности, несвязной однородности к состоянию определенной и связной разно­родности и во время которой неизрасходованное движение претерпевает аналогичное же превращение»[30]. Философ вы­сказывает идею о ритме эволюции. Понятия интеграции и дезинтеграции, перехода от однородного к разнородному (дифференциации) и от неопределенного к определенному, т. е. идея нарастающей структурности составила содержа­тельную ткань его концепции.

Философия, согласно Спенсеру, должна объединять все конкретные явления. Закон совместного действия всех фак­торов, понимаемый как закон непрерывного перераспределения материи и движения, составляет основу философии. Основаниями философии должны служить фундаментальные поло­жения, т. е. положения, которые невыводимы из более глубо­ких и которые могут быть обоснованы только обнаружением полного согласия между собой всех результатов, достигнутых через их допущение. Это первичные истины: «неуничтожимость материи», «непрерывность движения» и «постоянство количества силы», причем последняя является основной, а предыдущие - производными. Однако если Милль представ­ляет материю и сознание как возможности ощущения, то Спенсер уверен в их символической природе. Он считает, что истолкование всех явлений в терминах материи, движения и силы есть не более как сведение наших сложных мысленных символов к простейшим, а когда уравнение приведено к его простейшим терминам, символы все же остаются символами. Спенсер дает феноменологическое истолкование науки, доволь­ствующееся лишь связью внешних явлений. Наука поэтому есть лишь отчасти объединенное знание, в то время как фи­лософия - знание вполне объединенное.

Итак, подытоживая знакомство с тремя выдающимися мыслителями - Дж. Миллем, О. Контом и Г. Спенсером - стоящими у истоков философии науки, зададимся вопросом: какие инновации предложил первый позитивизм интеллектуальному континууму эпохи? Дж. Милль выделил в качестве об­щего направления научного познания эмпиризм и индуктивизм. В его трудах четко прослеживалась феноменалистическая ориентация, провозглашался унифицирующий подход, основанный на вере в единообразие природы. Трудноразре­шимой проблемой был вопрос о взаимосуществовании рели­гии и науки. В том или ином варианте, но позитивисты не от­важивались полностью игнорировать феномен религии. Наибольшее позитивное значение у Спенсера имела проводимая им эволюционная идея, которая косвенным образом отрази­лась и в самом понимании философии. Она представала как «вполне объединенное знание».

В целом значение интеллектуальных инноваций первого позитивизма для философии науки велико. В ее последующий дис­циплинарный объем перешли: тематические ориентации на проведение четкой классификации наук, идея о том, что во всем властвует закон, акцент на ведущую и основополагаю­щую роль наблюдения и выявление описания и предсказания как процедур, составляющих цель науки. Милль обогатил сю­жетный план проблематики философии науки введением не­которого психологизма и выявлением роли индукции и ассо­циаций в науке. Новой для проблемного поля позитивизма позицией оказалось признание психологической составляю­щей метода как совокупности интеллектуальных привычек, гипотезы как могущественного орудия развития знания и даже интуиции. Милль поддержал строгий детерминизм, вы­сказав идею относительно того, что единообразие природы обеспечивается универсальной причинностью Спенсер под­черкивал универсальность эволюционного развития научно­го познания и проводил мысль о необходимости объединенности и общности знаний, пытался примирить науку с рели­гией, тем самым предлагая неожиданный ход, состоящий в расширении границ рациональности.

Страницы: 1 2 3 4