Метод и методология

Страница 5

Предметы познания могут быть как материальными, так и идеальными (сам процесс познания, его формы, уровни и т. д., различного рода абстракции, духовная культура или та­кие состояния как "дух народа", "дух времени" и т. д.).

Во-вторых, как система законов, которым подчиняется данный объект. Нельзя "разводить" предмет и метод, видеть в последнем только внешнее средство по отношению к пред­мету, никак не зависимое от него и лишь "налагаемое" на предмет чисто внешним образом.

Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как дви­жение в определенном материале, изучение его особеннос­тей, связей, отношений и т. п.

Способ движения (метод) и состоит в том, что исследова­ние должно детально освоиться с конкретным материалом (фактическим и концептуальным), проанализировать различ­ные формы его развития, проследить их внутреннюю связь.

В своей деятельности мы не можем выйти за пределы природы вещей, а потому метод познания объективной истины и выражающие его в своей совокупности категории мыш­ления — не "пособие человека", а выражение закономерно­сти и природы и человека.

Таким образом, истинность метода всегда детерминиро­вана содержанием предмета. Поэтому метод всегда был и есть "сознание о форме внутреннего самодвижения ее содержа­ния", "сам себя конструирующий путь науки". Такое понима­ние всегда было и остается очень важным и актуальным, в том числе и для развития современной науки, где "мы под­ходим к проблемам, в которых методология неотделима от вопроса о природе исследуемого объекта".

Итак, недопустимо рассматривать метод как некий ме­ханический набор предписаний, "список правил", на основе которых можно будто бы решить любые вопросы, возникаю­щие в жизни.

Кроме того, он не есть жесткий алгоритм, по которому строго регламентировано осуществляются познание или иные формы деятельности. Применение же того или иного метода в разных сферах не есть формальное внешнее наложение системы его принципов на объект познания или действия, а необходимость использования этих принципов не привносит­ся извне.

В этом смысле "не существует метода, который можно было бы выучить и систематически применять для достиже­ния цели. Исследователь должен выведать у природы четко формулируемые общие принципы, отражающие определен­ные общие черты совокупности множества эксперименталь­но установленных фактов".

Будучи детерминирован своим предметом (объектом), ме­тод, однако, не есть чисто объективный феномен, как, впро­чем, не является он и чисто субъективным образованием. Особенно наглядно это видно на примере научного метода.

Дело в том, что последний — "это внутренняя закономерность человеческого мышления, взятого как субъективное отражение объективного мира, или, что одно и тоже, как "пересаженная и переведенная в человеческое сознание объективная закономерность, используемая сознательно и планомерно, как орудие объяснения и изменения мира".

Следовательно, метод не есть совокупность умозрительных, субъективистских приемов, правил, процедур, вырабатываемых априори, независимо от материальной действитель­ности, практики, вне и помимо объективных законов ее развития.

Он не является способом, однозначно определяющим пути и формы деятельности, позволяющим априори решать любые познавательные и практические проблемы. Поэтому не­обходимо искать происхождение метода не в головах людей, не в сознании, а в материальной действительности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6