Метод и методология

Страница 6

Но в последней — как бы тщательно ни искали — мы не найдем никаких методов, а отыщем лишь объективные зако­ны природы и общества.

Таким образом, метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при оп­ределяющей роли последнего.

В этом смысле любой метод, прежде всего, объективен, содержателен, "фактичен". Вместе с тем он одновременно субъективен, но не как чистый произвол, "безбрежная субъективность", а как продолжение и завершение объек­тивности, из которой он "вырастает".

Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (познанные законо­мерности реальной действительности) формулируются опре­деленные принципы, правила, регулятивы.

Каждый метод субъективен и в том смысле, что его "но­сителем" является конкретный индивид, субъект, для кото­рого, собственно говоря, данный метод и предназначен.

Метод не является застывшим списком "разреженных абстракций" или закостенелых общих формул-предписаний. Он не существует вне его конкретного реального носителя — личности ученого, философа, научного сообщества, кол­лективного субъекта и т. п. Их роль в реализации методологи­ческих принципов исключительно велика. Каждый метод — не сам себя доказывающий автомат, он всегда "замыкается" на конкретного субъекта.

Любой метод (даже самый важный) — лишь один из мно­гих факторов творческой деятельности человека. Последняя не ограничивается только сферой познания и не сводится лишь к логике и методу. Она включает в себя и другие фак­торы — силу и гибкость ума исследователя, его критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции и т. д.

Таким образом, любой метод не есть нечто "бессубъект­ное, внечеловеческое", он "замыкается" на реальном человеке, включает его в себя как свое субстанциальное основание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6