Понятие научного познания

Страница 2

Следует отметить, что непрерывное развитие практически исключает возможность превращения знания в абсолютное, по абсолютность практики позволяет отличать объективно истинные знания от заблуждений.

Диалектический материализм исходит из того, что единственно научным критерием знаний о действительности является общественная практика. При этом полагается деятельность не отдельного человека, не единичные случаи воздействия людей на окружающий а опыт всего человечества в его историческом разе:

Чувственное познание обеспечивает и непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение—это отражения мозгом человека свойств предметов или явлении объективного мира, которые дей­ствуют на его органы чувств. Восприятие—отражения мозгом человека предметов или явлении в целом, при­чем таких, которые действуют на органы чувств в данный момент времени Представление — вто­ричный образ предмета или явления, которые в данный момент времени не действуют на органы чувств челове­ка, но обязательно действовали в прошлом. Представле­ния — это образы, которые восстанавливаются по сохра­нившимся в мозге следам прошлых воздействий пред­метов или явлений. Воображение—это соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов.

Рациональное познание дополняет и опере­жает чувственное, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Формой рационального познания является абстрактное мышле­ние.

Мышление—это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, при­чинных отношений и закономерных связей между объ­ектами пли явлениями. Опосредованный характер мыш­ления. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек через доступные органам чувств свойства, связи и отношения предметов проникает в скрытые свойства, связи, отношения; чело­век познает действительность не только в результате своего личного опыта, но и косвенным путем, усваивая в процессе общения с другими людьми. Мышление не­разрывно связано с языком и не может осуществляться вне его. Действительно, основной инструмент мышле­ния — логические рассуждения человека, структурными элементами которых (и формами логического отражения действительности) являются понятия, суждения, умоза­ключения.

Понятие—это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Поня­тия могут быть общими, единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными и относи­тельными. Общие понятия связаны не с одним, а с мно­жеством предметов.

Понятия конкретные относятся к конкретным пред­метам, а абстрактные понятия — к отдельно взятым приз­накам этих предметов, например «белые предметы». Особенностью относительных понятий является то, что они всегда мыслятся попарно, например: «правый» и «левый», «начальник» и «подчиненный». Абсолютны­ми называют такие понятия, которые не имеют парных отношений, например «планета», «дом», «дерево».

По-признаку отношений между понятиями их делят на тождественные, равнозначные, подчиненные, сопод­чиненные, частично согласные, противоречащие и проти­воположные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7