Понятие научного познания

Страница 6

Теория система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Теория является духовным, мыслен­ным отражением и воспроизведением реальной действи­тельности. Она возникает в результате обобщения позна­вательной деятельности и практики. Это обобщенный опыт в сознании людей.

Структуру теории формируют принципы, аксиомы, законы, суждения, положения, понятия, категории и фак­ты. Под принципом в научной теории понимается самое абстрактное определение идеи (начальная форма систематизированных знаний). Принцип—это правило, возникшее в результате субъективно осмысленного опыта людей.

Исходные положения научной теории называются постулатами или аксиомами.

Аксиома (постулат) — это положение, которое берет­ся в качестве исходного, недоказуемого в данной теории, и из которого выводятся все остальные предложения и выводы теории по заранее фиксированным правилам. Аксиомы очевидны без доказательства. В современной логике и методологии науки постулат и аксиома обычно используются как эквивалентные.

Теория слагается из относительно жесткого ядра и его защитного пояса. В ядро входят основные принци­пы. Защитный пояс теории содержит вспомогательные гипотезы, конкретизирующие ее ядро. Этот пояс опреде­ляет проблемы, подлежащие дальнейшему исследова­нию, предвидит факты, не согласующиеся с теорией, и истолковывает их так, что они превращаются в при­меры, подтверждающие ее.

Теория является наиболее развитой формой обобщен­ного научного познания. Она заключает в себе не толь­ко знания основных законов, но и объяснение фактов на их основе. Теория позволяет открывать новые законы и предсказывать будущее.

Движение мысли от незнания к знанию руководству­ется методологией. Методология — философское учение о методах познания и преобразования действи­тельности, применение принципов мировоззрения к про­цессу познания, духовному творчеству и практике.

В методологии выявляются две взаимосвязанные функции: 1) обоснование правил применения мировоз­зрения к процессу познания и преобразования мира;

2) определение подхода к явлениям действительности. Первая функция общая, вторая — частная.

Общая функция базируется на обобщении системы взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем. В зависимости от совокупности научных, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений обобщенная система взглядов может носить идеалистический или материалистический характер. Со­ветская наука всегда руководствуется философией диа­лектического и исторического материализма, в соответ­ствии с которой процесс познания органически связан с предметами материального мира, с их движением и развитием. Только такой подход к изучению окружаю­щей нас действительности дает возможность человеку правильно познать материальный мир. Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Наука постепенно, диалектически развертывает есте­ственно - научную картину мира, глубже познает ее законы.

Одной из основных задач познания является задача выявления причин изменения и развития конкретных яв­лений и процессов. Диалектический подход к познанию указывает, что источниками, причинами развития являются внутренние противоречия и борьба противоположностей, которые составляют основу процессов объектив­ной действительности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7