Пределы научности в жизни и истории

Страница 3

Завершая разговор о пределах возможностей науки, мы хотим подчеркнуть, что она сама ни в коей мере не является сводом застывших догм, устоявшихся представлений, неопро­вержимых истин. «Истина о мире и людях» содержится толь­ко в школьных учебниках, потому когорта школьных учите­лей _ это сообщество людей, полагающих, что они-то «исти­ной» владеют. Что касается настоящих ученых, то они никогда не забывают, что научное познание - открытый процесс, ко­торый принципиально не может быть завершен, процесс, полный рефлексии, сомнений, постоянного пересмотра при­вычных взглядов.

Смена парадигм способна в корне изменить наличную си­стему представлений о действительности. Это мучительный, сложный, но необходимый переход, который сначала совер­шают пионеры, сталкеры науки, ее отчаянные разведчики, рискующие порой и научной репутацией, и собственной жиз­нью. И в этот период в самой науке бывает много внерационального: интуиции, прозрения, борьбы мнений . Но когда прорыв совершен, за передовым теоретическим отрядом идут другие, создавая содержательный корпус «нормальной науки» нового поколения. И эта наука, всегда идущая вперед, играет для повседневности, для жизни и истории огромную, бесценную роль - роль познавательного форпоста, постоянно уточняющего объективную картину мира.

Страницы: 1 2 3