Методы теоретических и эмпирических исследований

Страница 1

Метод—это способ достижения цели. Диалектический материализм учит, что метод объединяет - субъективные и объективные моменты познания. Метод объективен, так' как в разрабатываемой теории позволяет отражать дей­ствительность и ее взаимосвязи. Таким образом, метод' является программой построения и практического при­менения теории. Одновременно метод субъективен, так как является орудием мышления исследователя и в ка­честве такового включает в себя его субъективные осо­бенности.

С философской точки зрения методы можно разде­лить на: всеобщий (материалистическая диалектика), действующий во всех областях науки и на всех этапах исследования; общенаучные (т.е. для всех наук); част­ные (т.е. для определенных наук); специальные или' специфические (для данной науки).

Такое разделение методов всегда условно, так как по мере развития познания один научный метод может переходить из одной категории в другую.

К общенаучным методам относятся: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, аб-' страгпрование, формализация, анализ и синтез, индук­ция и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетичес­кий, исторический и системные методы.

Наблюдение—это способ познания объективно­го мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

Сравнение—это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них' общего, осуществляемое как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.

Счет—это нахождение числа, определяющего ко­личественное соотношение однотипных объектов пли их параметров, характеризующих те или иные свойства.

Измерение — это физический процесс определе­ния численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

Эксперимент — одна из сфер человеческой прак­тики, .в которой подвергается проверке истинность вы­двигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира. В процессе эксперимента исследова­тель вмешивается в изучаемый процесс с целью позна­ния, при этом одни условия опыта изолируются, другие исключаются, третьи усиливаются или ослабляются. Эк­спериментальное изучение объекта или явления имеет определенные преимущества по сравнению с наблюде­нием, так как позволяет изучать явления в «чистом ви­де» при помощи устранения побочных факторов; при необходимости испытания могут повторяться и органи­зовываться так, чтобы исследовать отдельные свойства объекта, а не их совокупность.

Обобщение — определение общего понятия, в ко­тором находит отражение главное, основное, характери­зующее объекты данного класса. Это средство для обра­зования новых научных понятий, формулирования зако­нов и теорий.

Абстрагирование — это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предме­тов и выделение нескольких сторон, интересующих ис­следователя. Оно, как правило, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются несущественные свойства, связи и т.д. На втором—исследуемый объем г заменяют другим, более простым, представляющим со­бой упрощенную модель, сохраняющую главное в слож­ном.

Различают следующие виды абстрагирования: ото­ждествление (образование понятий путем объединения предметов, связанных по своим свойствам в особый класс); изолирование (выделение свойств, неразрывно связанных с предметами); конструктивизацня (отвлече­ние от неопределенности границ реальных объектен) и, наконец, допущение потенциальной осуществимости.

Страницы: 1 2 3 4 5