Методы теоретических и эмпирических исследований

Страница 4

На теоретическом уровне познания широко использу­ются логические методы сходства, различия, сопутствую­щих изменений, разрабатываются новые системы знаний, решаются задачи дальнейшего согласования теоретиче­ски разработанных систем с накопленным новым экспе­риментальным материалом.

К методам метатеоретпческого уровня относят диалек­тический метод и метод системного анализа. С помощью этих методов исследуются сами теории и разрабатыва­ются пути их построения, изучается система положен и понятий данной теории, устанавливаются границы се применения, способы введения новых понятий, обосно­вываются пути синтезирования нескольких теорий. Цент­ральной задачей данного уровня исследований является познание условий формализации научных теорий и выра­ботка формализованных языков, именуемых метаязы­ками.

При изучении сложных, взаимосвязанных друг с дру­гом проблем используется системы и анализ, полу­чивший широкое применение в различных сферах науч­ной деятельности человека, и в частности в логике, математике, общей теории систем, в результате чего сформировались такие пауки, как металогика и метама­тематика. Металогика исследует системы положении и понятий формальной логики, разрабатывает вопросы теории доказательств, определимости понятий, истины в формализованных языках. Метаматематика занимается изучением различных свойств формальных систем и ис­числений.

В основе системного анализа лежит понятие системы, под которой понимается множество объектов (компонен­тов), обладающих заранее определенными свойствами с фиксированными между ними отношениями. На базе этого понятия производится учет связей, используются •количественные сравнения всех альтернатив для того, чтобы сознательно выбрать- наилучшее решение, оцениваемое каким-либо критерием, например измеримостью, эффективностью, надежностью и т. п.

Так как системный анализ носит общий, междис­циплинарный характер, т. е. касается образования, раз­вития, функционирования, синтеза любых систем, то не­которые буржуазные идеологи считают, что системный анализ заменяет философию, является новой всеобщей методологией науки. Такое восприятие системного ана­лиза неверно, так как сводит функцию философского зна­ния лишь к методологии научного исследования. Во всех пауках существуют философские основания, использу­ются философские категории, но это не повод принятия основания теории за саму теорию. Системный анализ, с одной стороны, позволяет применять ряд общефилософ­ских положений к решению частных задач, а с другой — обогащает саму философию развитием конкретных наук в полном соответствии с указанием В. И. Ленина крепить союз философии с передовым естествознанием'. Чем дальше развивается системный анализ, тем совершеннее развивается его язык, тем он дальше удаляется от своей первоначальной философской основы. Таким образом, отождествление системного анализа с диалектическим методом, с философией неправомерно и может привести к мировоззренческим и методологическим ошибкам.

Системный анализ используется для исследования таких сложных систем, как экономика отдельной отрас­ли, промышленного предприятия, объединения, при пла­нировании и организации технологии комплексных строи­тельных процессов, выполняемых несколькими строитель­ными организациями, и др.

Системный анализ складывается из основных четырех этапов: первый заключается в постановке задачи — определяют объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения и управления объектом. Непра­вильная или неполная постановка целей может свести на нет результаты всего последующего анализа. Во вре­мя второго этапа очерчиваются границы изучаемой системы, и определяется ее структура: объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели, разбиваются на собственно изучаемую систему и внешнюю среду. При этом различают замкнутые и открытые системы. При ис­следовании замкнутых систем влиянием внешней среды на их поведение пренебрегают.

Страницы: 1 2 3 4 5