Методы теоретических и эмпирических исследований

Страница 3

Гипотетический метод познания предполага­ет разработку научной гипотезы на основе изучения фи­зической, химической и т. и. сущности исследуемо! о яв­ления с помощью описанных выше способов познания и затем формулирование гипотезы, составление расчет­ной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, раз­работка теоретических положений.

Как в социально-экономических и гуманитарных науках, так и в естественных и технических исследованиях часто используют исторический метод познания. Этот метод предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности, в результате чего исследователь по­лучает дополнительные знания об изучаемом объекте (явлении) в процессе их развития.

При гипотетическом методе познания исследователь нередко прибегает к идеализации — это мысленное конструирование объектов, которые практически неосу­ществимы (например, идеальный газ, абсолютно твердое тело). В результате идеализации реальные объекты ли­шаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами.

При исследованиях сложных систем с многообразны­ми связями, характеризуемыми как непрерывностью и детерминированностью, так и дискретностью и случай­ностью, используются системные методы (исследо­вание операций, теория массового обслуживания, теория управления, теория множеств и др.). В настоящее время такие методы получили широкое распространение в зна­чительной степени в связи с развитием ЭВМ.

При анализе явлений и процессов в сложных систе­мах возникает потребность рассматривать большое ко­личество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделять главное при помощи метода ранжирова­ния и исключения второстепенных факторов, не влияющих существенно на исследуемое явление. Следовательно, этот метод допускает усиление основных и ослабление второстепенных факторов, т. е. размещение факторов по определенным правилам в ряд убывающей или возрас­тающей последовательности по силе фактора.

Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней: эмпирический, экспери­ментально-теоретический, теоретический и метатеоретический уровни.

Методы эмпирического уровня: наблюдение, сравне­ние, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, те­сты, метод проб п ошибок и т. д. Методы этой группы конкретно связаны с изучаемыми явлениями и исполь­зуются на этапе формирования научной гипотезы. Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, мо­делирование, гипотетический, исторический и логические методы. Эти методы помогают исследователю обнару­жить те или иные достоверные факты, объективные проявления в протекании исследуемых процессов. С по­мощью этих методов производится накопление фактов, их перекрестная проверка. Следует при этом подчеркнуть, что факты имеют научно-познавательную ценность толь­ко, в тех случаях, когда они систематизированы, когда между ними вскрыты неслучайные зависимости, опреде­лены причины следствия. Таким образом, задача выяв­ления истины требует не только сбора фактов, но и пра­вильной их теоретической обработки. Первоначальная систематизация фактов и их анализ проводятся уже в процессе наблюдений, бесед, экспериментов, ибо эти методы включают в себя не только акты чувственного восприятия предметов и явлений, но и их отбор, класси­фикацию, осмысливание воспринятого материала, его фиксирование.

Методы теоретического уровня: абстрагирование, иде­ализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т. д. На теоретическом уровне производятся логическое исследование со­бранных фактов, выработка понятий, суждении, делаются умозаключения. В процессе этой работы соотносятся ранние научные представления с возникающими новыми. На теоретическом уровне научное мышление освобождается от эмпирической описательности, создает теоретические обобщения. Таким образом, новое теоретическое содер­жание знаний надстраивается над эмпирическими зна­ниями.

Страницы: 1 2 3 4 5