Научное познание как предмет методологического анализа

Страница 1

Познание - это процесс избирательно-активного действия, отри­цания и преемственности исторически сменяющихся, прогресси­рующих форм приращения информации (информация - объективное свойство материальных систем, вторичное по отно­шению к отображаемому объекту, упорядоченность и структура которого переносятся в отражающую систему в процессе взаимодействия). Специальная форма представления информа­ции, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, формирует такое понятие, как «знание». Знание - есть проверенный общественно-исторической практикой и удос­товеренный логикой результат процесса познания действитель­ности, который, с одной стороны, являет собой адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой - выступает как владение ими и умение действовать на их основе. По генезису и способу функционирования знание есть социальный феномен, средством фиксации которого выступают естественный и искус­ственные языки. Данное обобщение обеспечивает конкретизацию понятия «наука». Наука - это высокоспециализированная деятель­ность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высоко эффективного использования. Наука - это зна­ние, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности, эмпирической подтверждаемости и принципиально возможной фальсифицируемости, концептуальной связности, предсказательной силе и прак­тической эффективности. Указанные критерии (нормы, идеа­лы) характерны для всех паук, всех составляющих дисциплинар­ной матрицы современного научного знания - от философских, логических, математических, кибернетических до естественно­научных, технических и гуманитарных наук. Наука - особая от­расль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире - возни­кает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпи­рического процесса позиция. Кроме научного познания, суще­ствуют также вне научные способы постижения действительнос­ти. Важнейшим из которых является искусство, а самым знакомым - обыденное познание.

Общеизвестно, что задолго до возникновения науки люди приобретали необходимые им знания о свойствах и особеннос­тях вещей и явлений, с которыми они сталкивались в повседнев­ной практической деятельности. Житейское знание в качестве основы всех иных форм знания ни в коей мере не может быть преуменьшено по своей значимости. Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании оно является важной ориентиро­вочной основой повседневного поведения людей, их взаимоот­ношений между собой и с природой. Эта форма знания развива­ется и обогащается по мере прогресса научного и художествен­ного познания. В то же время последнее вбирает в себя богатый опыт житейского познания. Немало нового мы узнаем с помо­щью обыденного познания и теперь. Все это показывает, что на­учное знание не отделено непреодолимой гранью от обыденно­го. Поскольку представляет собой дальнейшее усовершенствова­ние и развитие последнего.

Научное познание отличается от обыденного системностью ч последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и упорядочения всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опирается на предыдущий, каждое но­вое открытие становится научной истиной, когда оно входит в качестве элемента в состав определенной системы, чаще всего - теории как наиболее развитой формы рационального знания. В отличие от этого обыденное знание имеет разрозненный, случай­ный и неорганизованный характер, в котором преобладают не связанные друг с другом отдельные факты либо их простейшие индуктивные обобщения. Собственно научные знания характе­ризуются осмыслением фактов в системе понятий той или иной науки, включаясь в состав теории, образующей высший уровень научного знания. Являясь обобщением достоверных фактов, они за случайным находят необходимое и закономерное, за единич­ным и частным - общее. Именно в этом заключается методоло­гическое сходство и преемственность, а также качественное от­личие научных форм познания от ненаучных. При этом, осваи­вая действительность разнообразными методами, научное познание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза, программа. В зависимости от конкретной ситуации доминирует та или иная форма. Например, возможна такая последовательность: факты > теории > методы > ценности и цели. «Кортеж» приоритетов в указанной последовательности подчеркивает фундаментальность фактов. Теории должны соответствовать фактам, методы не мо­гут быть любыми, они определяются состоянием теорий, и, на­конец, ценности также не произвольны, так как их реализация зависит от фактов (теорий и методов).

Страницы: 1 2 3 4 5