Научное познание как предмет методологического анализа

Страница 4

1) эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математичес­кой обработки;

2) исходный теоретический базис включает основные допу­щения, аксиомы и постулаты, фундаментальные законы и прин­ципы;

3) логический аппарат содержит правила определения произ­водных понятий и логические правила вывода следствий или те­орем из аксиом, а также из фундаментальных законов производ­ных или неосновных законов;

4) потенциально допустимые следствия и утверждения теории. в нем сетью теоретических конструктов, относительно кото­рых формулируются высказывания. Данные конструкты, нахо­дясь в строго определенных отношениях друг с другом, образу­ют особую модель, или идеализированную схему исследуемой

К методологическим основаниям относятся методы построе­ния, развития и обоснования теорий. Один из самых сложных этапов организации процесса научных исследований связан с получением функциональной зависимости, соединяющей цель исследований с одной из альтернатив ее достижения. Получение такой зависимости связывают с универсальной методологией, в качестве которой в настоящее время выступает математическое моделирование. Новая методология доказала свою высокую эф­фективность в ходе создания авиационной и ракетной техники. В настоящее время на первом месте оказываются вопросы создания адекватных математических моделей, способных опи­сать функционирование объектов. Построить модель (с целью получения необходимых зависимостей) легко, если известен за­кон, позволяющий связать цель со средствами. Если закон неиз­вестен, то стараются определить закономерности на основе ста­тистических исследований или исходя из наиболее часто встре­чающихся на практике функциональных зависимостей. Если и это не удается сделать, то выбирают или разрабатывают теорию, в которой содержится ряд утверждений и правил, позволяющих сформулировать концепцию и конструировать на ее основе мо­дели, обеспечивающие принятие решения. Если и теория не су­ществует, то выдвигается гипотеза и на ее основе создаются ими­тационные модели, с помощью которых исследуются возможные варианты решения. Таким образом, спектр подходов и методов, которые применяются для реализации данного этапа, очень ши­рок. При этом практически ни одна методика не обходится без использования экспертных оценок, различных приемов их полу­чения и методов обработки - от традиционного усреднения по­лученных от экспертов оценок до методов организации сложных экспертиз.

Познание сложных систем при использовании повой методо­логии в общей форме содержит два этапа. Первый связан с пост­роением математической модели, второй - с анализом получен­ной модели. Ни одна практическая задача не решается матема­тическими средствами до того времени, пока она не будет сведена к соответствующей математической задаче и не преобразуется в факт, соотнесенный с некоторой математической теорией. Све­дение сопровождается абстрагированием от многих заключенных в условиях задачи обстоятельств, которые с точки зрения этой теории имеют несущественный, привнесенный характер. В то же время новые факты требуют собственное теоретическое осмыс­ление (в соответствии с их стимулирующей функцией). Отсутствие такой теории - признак кризисного состояния науки. Поиски, которые начинаются в связи с этим, означают, что наука вступа­ет в интенсивный период своего развития, для которого харак­терны определенные формы развития знаний - проблема и зада­ча. Под научной задачей будем понимать решаемый наукой воп­рос, характеризующийся достаточностью средств для своего разрешения. Если же средств для разрешения недостаточно, то он называется научной проблемой. Начало исследований связа­но с тем, что и в структуре вопроса, и в структуре задачи (или проблемы) прежде всего выделяются:

а) неизвестное (искомое);

б) известное (условие и предпосылки задачи или проблемы). Неизвестное тесно связано с известным. Последнее, во-пер­вых, указывает на те признаки, которыми должно обладать неиз­вестное, и, стало быть, в определенной мере раскрывает содер­жание неизвестного, а во-вторых, фиксирует область неизвест­ного - класс предметов, среди которых находится неизвестное, т.е. сообщает нечто об его объеме. Таким образом, неизвест­ное в задаче или проблеме не является абсолютно неизвестным. Оно представляет собой нечто такое, о чем мы кое-что знаем, и эти знания выступают ориентиром и средством дальнейшего поиска.

Проводя методологический анализ научного познания, необ­ходимо отметить, что наука развивается не только путем посте­пенного накопления, приращения новых знаний. Поворотными пунктами в истории науки становятся научные революции, кото­рые сами но себе - сложнейшее явление, оно детерминируется многими обстоятельствами, в том числе и психологического пла­на. Далеко не все сводится здесь к методологическому стереоти­пу, согласно которому теория опровергается посредством ее пря­мого сопоставления с фактам. Революции в науке выража­ются в качественном изменении ее исходных принципов, понятий, категорий, законов, теорий, методов и самого стиля мышления, т.е. в смене научной парадигмы. Подобное изменение неожиданно, переключается форма интерпретации в целом. Новая парадигма рождается благодаря проблескам интуиции. Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном научном сообществе нормы, образцы эмпирического и теоретического мышления, при­обретшие характер убеждений; способ выбора объекта исследо­вания и объяснения определенной системы фактов в форме дос­таточно обоснованных принципов и законов, образующих, логически непротиворечивую теорию. И каждый член научного сообщества ориентируется на определенный, выработанный этим; сообществом эталон научной теории, который и образует ядро парадигмы.

Страницы: 1 2 3 4 5