Научное познание как предмет методологического анализа

Страница 3

В более узком смысле теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, детерминанты, определяющие ха­рактер функционирования и развития определенной области ре­альности. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы и принципы. Понятие «принцип научного познания» -один из результатов теоретической рефлексии о системах науч­ного знания. Компонент знания тогда выступает принципом по­знания, когда применяется субъектом как ориентир, требование, основание, детерминант, идеал и норма развития сис­тем знания. Когда в той или иной науке открываются ранее неиз­вестные внутренние необходимые связи объекта, тогда ученый на основе содержания понятия «закон» приходит к выводу, явля­ются ли эти связи законом, закономерностью или чем-то иным.

Научные теории являются разнообразными как по предмету исследования, так и по глубине раскрытия сущности изучаемых процессов и функциям, осуществляемым этими теориями в познании. Многообразию форм современного теоретического зна­ния соответствует и многообразие типов теорий, а также много­образие их классификаций. Дж. Клир предлагает различать классы с помощью основания, в качестве которого выбирается один из двух фундаментальных критериев различия:

а) выделение классов, базирующихся на определенных типах элементов;

б) выделение классов, опирающихся на конкретные типы от­ношений.

Классификационные критерии а) и б) можно рассматривать как ортогональные. По критерию а) научные теории, как и науки в целом, классифицируются прежде всего по предмету исследо­вания, т.е. той области действительного мира, которую они изу­чают. По этому основанию различают теории, отображающие объективные свойства и закономерности окружающего нас мира, причем каждая из них занимается определенным типом элемен­тов (физических, химических, биологических, политических, эко­номических и т.д.).

Критерий б) дает совершенно другую классификацию: класс задается определенным типом отношений, а тип элементов, на которых определены эти отношения, не фиксируется. Ортогональ­ность критериев а) и б) показана на рис. 1.1. Классы системы зна­ний, содержащие различные типы элементов, формируются вер­тикальными линиями; классы, содержащие различные отноше­ния, - горизонтальными.

Основания классификации свидетельствуют, что теоретичес­кое знание характеризуется определенной сложностью состава. Так, в развитой теории имеют место фундаментальные законы, число которых в разных теориях может быть различным, но в каждой из них оно является строго определенным. Кроме фунда­ментальных, в состав теории входят частные законы, число кото­рых по мере ее развития постоянно увеличивается. Частные за­коны могут быть получены как следствия из фундаментальных, что свидетельствует о наличии в теории организации знания. Характерно, однако, что частные законы обладают относитель­но самостоятельным статусом. И это, например, приводит к тому, что в процессе формирования и развития теоретического знания они могут возникать раньше фундаментальных. Следовательно, теория - развивающаяся система объективно верных, проверен­ных практикой научных знаний, объясняющих закономерность явлений данной области. Теория изменяется путем включения в нее новых фактов, идей и принципов. Когда в рамках данной те­ории выявляется противоречие, неразрешимое в пределах ее ис­ходных принципов, то разрешение его ведет к построению новой теории. Так, если в ходе научного исследования выявляются фак­ты, выходящие за пределы возможности истолкования в рамках данной теории, они являются основой для пересмотра и уточне­ния исходных принципов теории.

Зрелая теория - не просто покоящаяся или реализующаяся система знаний: она заключает определенный мыслительный ме­ханизм построения и развития знаний, содержит некоторую про­грамму исследования, выполняет методологическую функцию. В теории вычленяют такие существенные моменты: исходную эм­пирическую основу (зафиксированные в данной области знания, факты, данные экспериментов, требующие теоретического объяснения); различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логи­ку теории, допустимые в рамках теории правила логических вы­водов и доказательств; совокупность выведенных утверждений с их доказательствами, образующих главный массив теоретичес­кого знания, и, наконец, законы наук, а также предвидение. Ис­ходя из данного положения, строение теории можно представить по такой схеме:

Страницы: 1 2 3 4 5