Научное познание как предмет методологического анализа

Страница 5

Каждую систему знания, принятую данным научным сообществом - парадигму - можно, расположив по эпохам в развитии науки, сравнить между собой и обнаружить стержневые принци­пы, лежащие в их основании. Парадигма обладает известной ус­тойчивостью, однако эта устойчивость относительна: она нарушается, но мере того, как исчерпываются ее объяснительные воз­можности в осмыслении новых фактов, предсказательная сила, соответствие уровню развития практики. Согласно Т. Куну, лю­бая наука проходит в своем движении три фазы (периода): допарадигмальную, нарадигмалъную и постпарадигмальнуго. Эти же три фазы можно представить как генезис науки, нормальную на­уку и кризис науки. Смены парадигм преодоления кризисных со­стояний выступают как научные революции. Наука изменяет­ся не кумулятивно, т.е. поступательно-непрерывно, а прерывно, посредством катастроф.

Таким образом, парадигма не есть нечто раз и навсегда за­вершенное. В процессе познания научные знания неустанно обо­гащаются, что, в конечном счете, ведет к смене одной парадигмы другой, более содержательной, глубокой и полной, что в свою очередь всегда приводит к развитию науки, и как следствие - к появлению новых се начал - принципов. Принципы в науке - это требования к научному познанию, выступающие основаниями, детерминантами, идеалами и нормами его разви­тия. На их основе субъект ведет научный поиск, создает исследо­вательские программы, строит теории, разрабатывает научную картину мира и практически преобразовывает объект познания. Роль принципов в познании - это их гносеологическое, логичес­кое, методологическое, мировоззренческое и ценностное влияние на рост научного знания. В качестве принципов в научном по­знании выступают различные его компоненты. Понятие «прин­цип» есть отражение того общего, что присуще всем принципам в их генезисе, функционировании, единстве и различии. Содер­жание данного понятия обусловлено диалектическими противо­речиями в предмете и научном познании потому, что принципы возникают как результат и средство разрешения таких противоречий.

Страницы: 1 2 3 4 5