Теория познания

Страница 1

1) Особенности познавательного отношения человека к миру. Проблема познаваемости мира и ее решение различными философскими школами.

2) ) Основные проблемы теории познания. Субъект и объект познания. Структура познавательного процесса. Типы, формы и модели познания

3) Диалектика процесса познания Чувственная и рациональные стороны познания. Роль интуиции, подсознания в познании. Познание как творческий процесс.

4) Познание как процесс постижения истины. Проблема истины в различных философских школах. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в познании истины.

Основные понятия теории познания.

Гносеология – раздел философии, в котором изучаются вопросы возможностей и способов познания, условия достоверности знания, эталоны и нормы процесса познания.

Познание – интеллектуально-мыслительный процесс воспроизведения и усвоения информации, знания о мире. Активная сознательная деятельность индивидов по овладению объективированной системой знаний. Познание – отражение объективного мира, процесс субъект – объектного действования, направленный на приращение информации (Степин В.С.).

Знание – результат процесса познания, проверенный социальной практикой и логически последовательный, адекватный реальности итог отражения в сознании человека знаков информации. Знание – продукт познавательной деятельности.

Истина – знание, соответствующее действительности.

1)

Особенности познавательного отношения человека к миру. Проблема познаваемости мира и ее решение различными философскими школами.

Особенности познавательного отношения человека к миру.

Проблема познаваемости мира и ее решение различными философскими школами.

Возможно ли познание мира?

На сколько знание о мире соответствует самому этому миру?

Способы разрешения вопроса о познаваемости мира.

1) Гносеологический оптимизм: “ДА”, мир познаваем. (объективные идеалисты, материалистические течения)

2) Скептицизм: Отчасти явления мира можно познать, но сам мир “НЕТ”. (античные скептики, Кант) Кант утверждал, что существует вне нас мир. Он представлен в феноменах (“вещь в себе”, которые мы познаем на уровне ощущений явлений. Но в суть предмета (“вещь в себе”) человек не способен проникнуть, познать интеллектом. Поэтому все эти ноумены оказываются непознаваемыми. Они превосходят возможности человеческого познания, остаются тайной, чем-то трансцендентным. Во-вторых, мир сложнее и многообразнее любого знания, и оно никогда не сможет его постичь до конца.

Т.е. скептицизм а) признает возможность получения знания о мире, но б) утверждает, что это знание не может быть абсолютно истинным, достоверным, соответствующим миру.

3) Агностицизм: Мир принципиально познать НЕЛЬЗЯ” (софисты, представители субъективного идеализма Юм, Беркли, Мах, Авенариус). Протагор утверждал, что невозможно достоверное знание, поскольку существуют различные оценки и мнения. Все видимое является лишь кажущимся, а не существующим на самом деле. Сущность вещей и процессов принципиально непознаваема. В теории махизма (эмпириокритицизма) излагается, что предметы и вещи познаются только благодаря органам чувств. Но каковы сами вещи, мы не можем знать. У нас свои схемы, коды, ощущения. Поэтому мы познаем не только посредством ощущений, но в принципе – только их, а не внешний мир, о котором мы ничего не можем сказать без своих ощущений. Мир и есть комплекс моих ощущений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6