Теория познания

Страница 3

3. Эмпиризм (Бэкон, Локк, Беркли ):"Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах". Истинность знаний зависит от правильности чувственного опыта. Лишь чувственный (эмпирический) опыт способен отражать правильно реальный мир.

4. Рационализм (Лейбниц, Декарт, Спиноза): разум способен достичь истины, которой не было в чувственном познании. Истинное знание дает рациональное познание, приводящее человека к уяснению интиллегибельных сущностей бытия.

5. Диалектико-материалистическая модель познания. Категории чувственного и рационального важнейшие структурные элементы познания. Их нельзя противопоставлять, они взаимодополняют друг друга. Чувственная ступень познания (живое созерцание), являясь основой и источником познания, стимулирует переход исследователя на вторую ступень - рациональное познание (абстрактное мышление), которая, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на чувственную ступень, а также на практическое освоение предметом познания. Этот элементарный цикл познания многократно повторяется, позволяя субъекту познания переходит от истин относительных к абсолютным, совершенному и обоснованному знанию.

Этими моделями не ограничивается многообразие подходов к познанию. Существуют еще религиозный, иррациональный и другие подходы к познанию.

3) Диалектика процесса познания. Чувственная и рациональные стороны познания. Роль интуиции, подсознания в познании. Познание как творческий процесс

Диалектика процесса познания.

Познавательный образ является результатом отражения объекта познания в сознании субъекта. Образ объективен по своему источнику - отражаемому объекту и субъективен по способу (форме) своего существования. Материальной основой воплощенного образа выступают практические действия, знаковые системы. Специфической формой образа является художественный образ.

На чувственной ступени познания образами (формами) познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ощущения представляют собой чувственный, конкретный образ отдельных свойств предмета, который возникает благодаря непосредственному воздействию предмета на органы чувств. Представители теории символов (иероглифов) (Г. Гельмгольц) утверждают, что ощущения - это только символы, вызываемые внешними воздействиями, но не имеющие с ними сходства, они не являютя копиями, отражением внешнего мира, а лишь знаками его свойств. Ощущения сходны с внешним миром не больше, чем имя человека с ним самим.

Существует противоположная точка зрения на познавательный образ, формируемый ощущениями. Суть ее заключается в том, что ощущения представляют собой субъективный образ объективного мира, предполагающий как реальность отображаемого, так и сходство (зеркальное отражение) между образом и отображением.

Чувственная и рациональные стороны познания

Ощущения:

а) превращают внешнее раздражение в факт сознания;

б) фиксируют изобразительные контуры, представленные непосредственно в чувствах;

в) оображают части, элементы предметов в виде субъективных образов в сознании человека;

г) способствуют познанию отдельных свойств, качеств вещей и явлений;

д) формируют образы, адекватные объективной реальности.

В результате фиксации в сознании чувственных образов, а также их анализа и синтеза происходит переход познавательных действий к следующей, более высокой форме чувственного познания - восприятию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7