Теория познания

Страница 6

Диалектическая связь между ними прослеживается в случаях необоснованной абсолютизации их роли в познании.

Так, абсолютизация изменчивости, относительной истинности знания приводит к релятивизму (Кратил, софисты): нет ничего постоянного в мире, и поэтому познать истину раз и навсегда невозможно. Даже относительной истина не может быть, поскольку как " в одну реку нельзя войти и единожды", так и вывести устойчивое знание о предмете невозможно.

Либо, абсолютизация устойчивости, гипертрофирование неизменности знания, признание только абсолютности истины приводит исследователя к догматизму (теология).

Релятивизм в науке отвергает объективность знаний, это - прямой путь к субъективизму и агностицизму. Догматизм в науке приводит к торможению ее развития, упованию достижениями прошлых периодов познания.

Диалектическое понимание процесса познания способствует пониманию сути конкретности истины. Знание, полученное на одной стадии развития наук, не всегда можно применить как истинное на другой, последующей стадии. Поэтому истинное знание должно быть соотнесено с предметом, находящимся на данной фазе своего развития. Причем, пространственно-временные характеристики предмета исследования выступают ключевыми в определении конкретности истины и в утверждении, что абстрактной истины нет, это - нонсенс, истина всегда конкретна.

Виды истины

Истина многообразна по своим характеристикам, а также по области отражения объектов. Выделяют такие виды истины как:

а) экзистенциальная (обыденная) истина - постижение сути духовного мира человека, фактов его существования.

б) предметная истина - соответствие знания субъекта - реальным материально-предметным системам.

в) научная истина - аргументированное, доказательное, логически последовательное, системно изложенное теоретическое знание о мире, либо о его фрагментах.

Антиподы истины.

Помимо антипода конкретности истины как невозможности быть абстрактной, к антиподам истины относятся ложь и заблуждение.

Под заблуждением понимается непреднамеренный уход от истины в случае непроизвольного нарушения способов, методов познания, приведших к искажению знания о реальности.

Ложь олицетворяет собой сознательное, заведомое искажение, извращение знания о предмете, о сущности явлений с целью получения удовлетворяющего субъекта результата.

Роль практики в познании истины.

Что же представляет практика в процессе познания? Как она помогает отыскивать истину?

Практику определяют чаще всего в виде субъект - объектного взаимодействия, в результате которого объект преобразуется в продукт человеческого потребления, соответствующий его целям и установкам. Практика, в первую очередь, процесс материальной деятельности. Субъект практики - всегда общественно-исторический индивид, социальная общность. Практика детерминирована уровнем развития общества.

Формы практики:

а) производственная деятельность людей и преобразование природы;

б) деятельность, направленная на преобразование общества и его подсистем;

в) духовная практика, научный эксперимент.

В познании практика выполняет ряд функций:

1) практика ставит цели, которые могут быть реализованы в процессе познания. Она указывает, какие реальности необходимо изучить.

2) практика - основа познания. Она дает исходный материал, с которым работает исследователь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7